|
Славянский правовой центр. Аналитика
16 Февраля 2017
Православие как Церковь «меньшинства»
Несмотря на массовость зарегистрированных общин РПЦ, количество граждански активных общин и постоянных верующих, социальных инициатив Московского патриархата сравнимо с силой католиков и протестантских церквей (от лютеран и баптистов до адвентистов и пятидесятников) или мусульманских организаций, которые не считают «большинством» (а протестантов считают «меньшинством»). У мусульман и протестантов в реальности по 10 тысяч общин по России и по 3-5 млн активных сторонников (как прихожан, так и людей, вовлеченных в деятельность общин). Но против них используют Закон Яровой и Закон о противодействии экстремизму.
|
3 Февраля 2017
Епископ Константин Бендас: «Куда направлено острие борьбы с наркоманией?»
Первый заместитель Начальствующего епископа – Управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) прокомментировал ситуацию с задержанием правоохранительными органами нескольких прихожан церкви «Христианский центр «Восстановление» по обвинению в насильственном удержании людей в реабилитационном центре.
|
25 Января 2017
Клиника или секта: за что задержали "чертановского Ройзмана"
Больше тысячи москвичей подписали петицию в защиту трех жителей Чертанова Южного. В заявлении говорится о том, что Александр Земляной и его друзья помогли многим людям избавиться от наркозависимости. В январе активистов арестовали за незаконное лишение свободы одного из подопечных.
|
14 Сентября 2016
Вселенское и Русское православие в поисках идентичности
Время уводит нас все дальше от исторического события, каковым должен был стать – вслед за февральской встречей патриарха Московского с папой Римским – Всеправославный собор. Что же помешало состояться форуму, которого ждали более 1200 лет?
|
22 Августа 2016
Миссионерская логика. Как поступать верующим по Закону Яровой?
Авторитетные адвокаты и пасторы призывали избавиться от панических настроений по поводу фактического запрета миссионерства в России. Однако остался вопрос – что в таком случае юристы и главы религиозных объединений могут предложить верующим в качестве защиты от возможных злоупотреблений этим законом?
|
23 Июня 2016
Ильяс Богатырёв. К чему приведет контроль миссионерства?
Вопросы распространения религиозных убеждений уже давно привлекают внимание законодателей субъектов РФ. Ещё в 1994 году в Тульской области был принят закон «О миссионерской (религиозной) деятельности в Тульской области», который стал первым региональным нормативным актом, регулирующим миссионерскую деятельность
|
31 Мая 2016
Нельзя запретить людей
Говоря о различных религиозных меньшинствах, некоторые чиновники активно используют слова «запретить», «ликвидировать», «закрыть», «делегализовать» некоторых верующих. Но как можно делегализовать граждан страны?
|
18 Мая 2016
Антизападничество побеждает русский мир
Накануне парламентской и президентской выборных кампаний политическая позиция Московского патриархата требует постоянного уточнения. Руководство страны и значительная часть общественности ожидают от Церкви не только лояльности по отношению к власти, что уже подразумевается по умолчанию, но и активной поддержки внешнеполитического курса России и патриотической эйфории внутри страны.
|
20 Апреля 2016
Новые враги народа. Кому выгодна война с еретиками в XXI веке?
Когда-то в России пугали врагами народа. Эти страшные люди были за каждым углом, при том, что никто точно не знал, чем они провинились. Только власть решала, кто является врагом народа, а кто – нет. Если вы оказались врагом народа, вы могли твердо знать: за вами уже выехали.
|
9 Марта 2016
Возрождение Севера по-архангельски. Власть, Церковь и ФСБ против «неправильных» религий
Принято считать, что государство защищает своих граждан. Именно для этого существуют правоохранительные органы. Но иногда происходит наоборот: представители власти нападают на граждан, пользуясь их беззащитностью перед государственной машиной, и вдобавок лишают всяких средств для юридической защиты, когда и судебные, и надзорные органы, и сами законы просто перестают работать.
|
25 Января 2016
В гостях у баптистов Донецка
Второй раз я ехал в Донецк. Меня попросил взять с собой в дорогу американский журналист-баптист Вильям Йодер, который очень хотел встретиться со своими единоверцами в Донецке. Вильям Йодер – убежденный пацифист по своим взглядам, и ему трудно понять, как его единоверец, несущий пасторское служение по воскресеньям, Александр Турчинов мог стать вдохновителем и организатором так называемой АТО (антитеррористической операции), приведшей к кровавой бойне на Донбассе.
|
22 Октября 2015
Юрий Костанов: «Мы не должны торговать правосудием»
На днях Комитет Госдумы по гражданскому и уголовному законодательству подготовил поправки в УПК, касающиеся полномочий адвоката. В частности, речь идет о том, что теперь защитник сможет проходить к своему подзащитному в следственный изолятор без разрешения следователя, а лишь по предъявлению адвокатского удостоверения и ордера. Эта инициатива депутатов Госдумы появилась после реакции Путина на выступление советника Федеральной палаты адвокатов, члена СПЧ Юрия Костанова на встрече СПЧ с президентом РФ 1 октября этого года: «Если нужны дополнительные решения на уровне Верховного суда РФ, дополнения в закон, давайте это сделаем».
|
15 Октября 2015
Свобода совести в местах лишения свободы: новации законодательства
Адвокат, главный редактор журнала «Религия и право», доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев прокомментировал принятые в апреле 2015 года поправки в российское законодательство, регулирующие порядок встреч заключенных со священнослужителями зарегистрированных религиозных организаций.
|
14 Октября 2015
Сочинское дело: «Дом Евангелия» оставили верующим
В преддверии олимпийского строительства в Сочи обострился имущественный вопрос – город преображали, перепланировали, сносили старое жилье, людей переселяли. Однако один случай выпадает из общей картины. Оказалось, что здание Церкви евангельских христиан «Дом Евангелия на курорте Сочи» (епископ – Иван Чехунов) располагается в элитном дорогом районе на Курортном проспекте и на него претендуют местные власти и бизнес.
|
25 Сентября 2015
Почему распалось братство? Союз баптистов вышел из Совета глав протестантских церквей России
В России не так много реально действующих формальных и неформальных объединений верующих. Совет религиозных объединений при президенте РФ в Администрации главы государства или Межрелигиозный совет России, действующий при Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) и созданный еще митрополитом Кириллом в 1990-е годы, являются скорее статусными структурами, которые по существу ничего не решают (хотя в сентябре Межрелигиозный совет России уже обсуждал в узком кругу те вопросы с участием чиновников, которые обычно выносятся на президентский совет).
|
16 Сентября 2015
Адвокат Лев Симкин: Происходит имитация борьбы с экстремизмом
В Кремле не стали комментировать ситуацию вокруг книги «Мольба к Богу» и критических высказываний главы Чечни Рамзана Кадырова. Ранее, после решения Южно-Сахалинского суда о признании экстремистской книги «Мольба к Богу» - Рамзан Кадыров назвал прокурора и судью «шайтанами» и «провокаторами». Генпрокуратура сделала главе Чечни замечание - оскорблять судью и прокурора в их профессиональной сфере недопустимо. В студии РБК в отеле Арарат-Хаятт был адвокат Лев Симкин, доктор юридических наук.
|
24 Апреля 2014
Елена Суслова: Нелегальная мама
Людмила Коваленко переехала на постоянное место жительства в Россию из Таджикистана вместе с матерью еще в 2004 году. Была тогда совсем молоденькой двадцатилетней девушкой, недавно окончившей медучилище. Семья приехала в Воронежскую область, там оформили миграционные документы, стали жить.
|
29 Января 2014
Анатолий Пчелинцев: Требую суда Кесарева
Может ли христианин обращаться в суд? Этот вопрос я, пожалуй, как и многие другие, нередко задавал себе в начале своего христианского пути. Обращаясь за ответом к верующим, я сталкивался с различными мнениями...
|
29 Октября 2013
Анатолий Пчелинцев: День народного единства (из книги "Суд и вера. Записки адвоката")
Празднование 4 ноября 2009 г. объявленного в стране Днем народного единства в столице Заполярья - городе Мурманске началось с «партизанской вылазки» местного православного активиста по расклеиванию на домах города и разбрасыванию в почтовые ящики горожан листовок под названием: «Православная Русь ко дню народного единства!».
|
28 Октября 2013
Анатолий Пчелинцев: Путешествие в дивный край (из книги "Суд и вера. Записки адвоката")
Россия издревле славилась своим гостеприимством к пришельцам из других земель. Во все века на ее бескрайних просторах мирно уживались люди разных национальностей и вероисповеданий. Вот и в нынешнее время, на севере Нижегородской области в Ветлужском районе, в забытой деревеньке Чухломка, которая стоит на берегу реки Ветлуга, поселилась община йогов. Некогда полуразрушенную вымершую деревню они превратили в поселение своей мечты и назвали его «Дивный край».
|
17 Октября 2013
Миграционная служба позорит Россию в глазах именитых иностранцев
6 октября сотрудники УФМС России по Амурской области без всяких оснований несколько часов допрашивали известных во всем мире музыкантов и священнослужителей, прибывших в Россию на празднование юбилея церкви «Новое Поколение» г. Благовещенска.
|
8 Апреля 2013
Владимир Ряховский: «Для проверок НКО должны быть веские законные основания»
Массовые проверки НКО, с одной стороны, обусловлены законом, с другой стороны, это превращается в кампанейщину. Предыстория этих событий – встреча президента с работниками прокуратуры, на которой президент подчеркнул, что нормы закона об иностранных агентах должны работать и выполняться. И тогда кампания началась... Как по команде, прокуратурой были собраны спецгруппы для осуществления проверок.
|
20 Марта 2013
Анатолий Пчелинцев: Ожесточение фараона (из книги "Суд и вера. Записки адвоката")
Итак, советское время, эпоха сталинских гонений и массового террора. Все евангельские церкви во Владивостоке официально закрыты, а священнослужители и часть рядовых членов общин — репрессированы. По сведениям историков 38 членов владивостокских евангельских церквей в 1929—1938 г.г. подвергались репрессиям в связи со своими религиозными убеждениями со стандартным по тому времени обвинением в антисоветской деятельности. Из них 22 были расстреляны...
|
1 Февраля 2013
Ювенальная юстиция
Татьяне в ужасе проснулась. За окном было еще темно. Но после ночного кошмара заснуть она уже не могла, скорее, боялась закрыть глаза и опять погрузиться в пугающую бездну отчаяния.
|
31 Января 2013
Адвокат Николай Семенов: о принципе состязательности сторон в судебном разбирательстве в практике Европейского суда по правам человека
Понятие «справедливого судебного слушания» предполагает наличие состязательного процесса, в ходе которого стороны гражданского процесса имеют доступ к информации и могут комментировать приобщенные к делу замечания и представленные другой стороной доказательства. В уголовных судебных процессах требование состязательного процесса предполагает, что обвинение и защита должны получать доступ к информации и иметь возможность комментировать приобщенные к делу замечания и представленные другой стороной доказательства. Подобная позиция изложена и в практике Европейского суда по правам человека, в частности в деле 1991 года «Брандштеттер (Brandstetter) против Австрии»
|
21 Января 2013
Адвокат Сергей Чугунов: Конституционный суд Минюсту не указ?
Министерство юстиции РФ подготовило проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее – законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П в целях приведения статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"
|
21 Февраля 2012
Богохульство становится нормой общения в социальных сетях.
В то время, как в нашей стране, где большинство граждан считают себя христианами, ведутся дискуссии о создании христианской партии, в социальных сетях тысячи людей объединяются для того, чтобы хулить имя Бога и сеять откровенное зло.
|
24 Января 2012
Обзор докторских диссертаций по проблеме свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, защищенных за период 2008-20011 гг.
Дорская А.А. «Церковное право в системе права Российской Империи конца XVIII- начала XX вв.». Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 2008.
Автор рассматривает отношения императорской власти в России и церкви, акцентируя внимание на отличии церковного права в российском понимании от канонического права на западе. Автор отмечает, что церковное право в России регулировалось государством, и церковь хотя и имела немалое влияние (император обязан был быть православным), до определенной степени была регулируема светскими властями. Уделено внимание огромному влиянию церкви на семейное право, а также её судебной функции. Автор выносит на защиту положения о выделении церковного права Российской империи в отдельную научную дисциплину, как права регулировавшего все сферы жизни прямо или косвенно связанные с церковью.
|
15 Ноября 2011
Анатолий Пчелинцев. Как хохлы в России мусор «воровали»
Прихожане церкви трудились не покладая рук и собрали 40 больших мешков разного добра в виде пустых бутылок из под пива, пакетов, брошенных газет и рекламных буклетов и прочего хлама. Этот хлам годами «украшал» поселок и местный парк. Все это верующие попытались вывезти на свалку. Но, не тут-то было. Наша доблестная прокуратура, бдительно стоящая на страже законности и народной собственности, узнав о произошедшей в парке «краже» имущества, в совершении которой вместе с местными христианами «под прикрытием» работала «банда» хохлов из шести человек, немедленно выехала на «место преступления». Учитывая масштабы кражи и интернациональный состав преступной группировки, в помощь прокуратура взяла местную федеральную миграционную службу. Операция по захвату согласно законам детективного жанра была стремительной. Хохлов взяли первыми…
|
28 Апреля 2011
Татьяна Тагиева. Организация антинаркотической работы в муниципальном образовании
Ставка делается на официальные структуры и мажоритарную церковь – РПЦ МП. Однако такой подход едва ли будет успешным, учитывая что все эти структуры не имеют сегодня сколько-нибудь развитого взаимодействия с молодежной средой и влияния на те общественные процессы, которые являются наиболее значимо воздействуют на состояние субкультуры наркотиков.
|
15 Мая 2009
Анатолий Пчелинцев. Право на свободу совести и вероисповедания в социальных концепциях религиозных объединений россии
За последние годы все крупные религиозные объединения России разработали и приняли социальные концепции, в которых была сформулирована и систематизирована их позиция по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества и государства. При этом для большинства религиозных объединений характерно положительное отношение к конституционному праву на свободу совести и вероисповедания и порядку его реализации и даже включение его в свои вероучения и социальные концепции, что свидетельствует об их уважении к Конституции России и возросшем доверии к государству. Тем не менее в некоторых вопросах наблюдается определенное различие в подходах к данному вопросу, занимаемых религиозными объединениями.
|
6 Апреля 2007
Целитель и пророк Григорий Грабовой: особенности и перспективы уголовного дела
Дело не только в том, что личность Грабового окружена мистическим ореолом, но и в том, что представители власти и центральных телеканалов обращают повышенное внимание на дело Грабового, правда, исключительно в отрицательном для него ключе. Особенность этого судебного процесса состоит в том, что в нем существует непосредственная религиозная подоплека, так как последователи Грабового действительно считают его пророком и «Сыном Бога», который стал реальным воплощением и символом Второго Пришествия Иисуса Христа...
|
23 Марта 2007
Александр Верховский, Ольга Сибирева. Проблемы реализации свободы совести в России в 2006 году
Больше всего проблем у религиозных организаций возникает не в связи с проблемами регистрации, а в связи с созданием и использованием богослужебных зданий и помещений. В первую очередь проблемы возникают у мусульман, протестантов (особенно пятидесятников) и новых религиозных движений. Похоже, что сопротивление чиновников обусловлено не реальной "агрессивной динамикой" этих религиозных течений, а распространенным в обществе преувеличенным страхом перед этой "экспансией"...
|
27 Января 2007
Владимир РЯХОВСКИЙ. Ложь «во имя русского народа»
"Антисектантская" или "антикультистская" деятельность сама по себе построена на гипертрофированном представлении о "врагах", о "жестоких сектах" и "зловредных сектантах". Получается, что тот, кто является "сектантом" в представлении антикультистов, не имеет права называться русским человеком, настоящим патриотом...
|
30 Ноября 2006
Анатолий Пчелинцев. Пресса и религиозные конфликты в России
Специфика религиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь людей, внутренний мир верующих, связанный с миром иным, божественным. Нередко публикации журналистов вместо того, чтобы нести мир и формировать толерантное общество, сами являются источником социальной напряженности и религиозного конфликта...
|
|