|
Славянский правовой центр. Аналитика
1 Июня 2017
Подставные неверующие. Как и чем спровоцировать на проповедь
Оскорбляются чувства верующих, которых на самом деле нельзя оскорбить или которые не считают себя оскорбленными, людей, не берущих в руки оружие, предлагается считать почти террористами, тех, кто требует наказания – самыми милосердными. Появилась также особая категория «неверующих», которые прикидываются странными хитрыми людьми – они приходят в церкви, чтоб «страдать», подвергаясь обращению в веру, а затем говорят об этом в суде. Этих странных оборотней, как в фильмах ужасов, трудно увидеть обычному человеку, так как они появляются неожиданно.
|
7 Марта 2017
Нежелательные церкви. Администрация Забайкальского края запретила органам власти сотрудничать с теми, кто помогает людям
Дмитрий Кочергин объявляет все эти достижения баптистов и пятидесятников «результатом хорошо отлаженной психологической работы нетрадиционных религиозных организаций». Для государственного служащего и руководителя регионального исполнительного комитета забайкальского отделения политической партии «Единая Россия» (с 2009 года) Кочергина совершенно ясно, что надо делать. Проблемами безопасности Дмитрий Кочергин занимался еще в 2005 году, когда на кафедре национальной безопасности Российской академии госслужбы при Президенте РФ защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Правовое регулирование деятельности органов государственной власти Читинской области в сфере обеспечения социально-экономической безопасности».
|
16 Февраля 2017
«Опасные группировки». Совет по правам человека указал на пострадавших от Закона Яровой
Криминализация религиозной жизни в России происходит постепенно, по мере реализации Закона Яровой в части регулирования миссионерской деятельности. Закон применяется выборочно к определенным группам верующих, которые не подпадают под статус «традиционных», но при этом, их и нельзя даже теоретически определить в качестве «экстремистов». Совет по правам человека при президенте РФ назвал в качестве главных жертв Закона Яровой среди религиозных организаций – протестантские церкви. Основным недостатком положений Закона о контроле миссионерства в России является вообще их наличие в рамках антитеррористического пакета.
|
30 Января 2017
Кошмар правоведа. Религиозная политика у опасной черты
Дальнейшее применение Закона Яровой, по крайней мере, в части регулирования миссионерской деятельности (эти изменения вступили в силу 20 июля 2016 года), ставят под угрозу межконфессиональный мир в России (больше всего от штрафов страдают прямые конкуренты Русской православной церкви – успешные протестантские церкви), делают неизбежной дискриминацию тех групп верующих, которые не имеют отношения к экстремизму, разрушают даже те традиции стабильных государственно-церковных отношений, которую наладили многие местные власти за последние 10-15 лет.
|
18 Января 2017
Критики Русской Церкви: православные они или нет?
В большинстве масс-медиа говорится о слиянии Церкви и государства (либо как о мифе, либо как о реальности). Но на деле происходят более сложные процессы, связанные с согласованием интересов и конфронтацией различных ветвей власти и Церкви (тот же Исаакиевский собор мэрия отдавать не хотела). Дело в том, что высшие и средние церковные руководители полагают с разной степенью радикализма, что в настоящее время государственная машина и ее инструменты должны быть приватизированы Церковью.
|
23 Декабря 2016
Безопасность от религии? Верующие стали главным раздражителем для российских власти и общества
Законодательство запугивает даже законопослушных верующих и их движения. С конца нулевых годов региональную религиозную политику стали на практике осуществлять силовые структуры, а не исполнительная власть. В связи с этим произошел переворот в политической сфере: Конституция и Закон о свободе совести перестали действовать, а чиновники на местах, даже добросовестные, вынуждены игнорировать всех неправославных (о чем не раз заявляли в интервью автору статьи).
|
20 Декабря 2016
Арбитражный суд Тульской области защитил права собственности Церкви адвентистов
5 декабря 2016 года Арбитражный суд Тульской области признал право собственности Церкви адвентистов седьмого дня на Дом молитвы в городе Липки. Проблема со зданием, где проводились богослужения и собирались верующие, возникла из-за того, что в 2007 году Церковь была ликвидирована Федеральной налоговой службой и исключена из реестра, так как долгое время не предоставляла никакой отчетности. Соответственно, у здания, которое по документам является жилым домом, формально не оказалось собственника. Однако адвентистская община продолжала молиться в своем здании, а также содержать его и ремонтировать, пока в 2014 году Дом молитвы не был отрезан от электричества, поскольку электросетевая компания выяснила, что у здания нет собственника.
|
16 Декабря 2016
Тверские мантры. Прокуратура и православные активисты решили штрафовать индуистов за любые акции
21 октября 2016 года было возбуждено дело в отношении активиста ОСК Андрея Пучкова по поводу проведения 2 октября харинамы, то есть традиционного кришнаитского шествия в рамках Фестиваля индийской культуры. Аналогичное шествие проводилось в Твери 20 августа 2016 года, и не вызвало такой реакции прокуратуры. Сами кришнаиты указали в качестве целей шествия и фестиваля – укрепление дружбы между Россией и Индией и призыв к здоровому образу жизни. И то и другое во время тверского фестиваля присутствовало. Причем, данное публичное мероприятие было согласовано с властями – такого рода красочные шествия периодически устраиваются ОСК в самых разных регионах России.
|
8 Декабря 2016
«Аллилуйя!» в поезде. Полиция разрешила распространять Новый Завет в электричках
Протоколы об административном правонарушении были составлены в отношении распространителей Нового Завета – Сергея Корепина и Сафарби Кешокова. Однако 2 декабря 2016 года Линейное управление МВД России по ст. Москва-Ярославская вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по хулиганству) и административного дела (о незаконной миссионерской деятельности).
|
24 Ноября 2016
От религиозного бума к Закону Яровой: атеизм без атеизма и православие без православия
Если суммировать положения Закона Яровой о миссионерстве, то они заключаются в следующем: Каждый верующий, говорящий о Боге вне культового здания от имени религиозного объединения, должен иметь при себе документ от организации (но в реальности полиция и суды штрафуют или задерживают всех, даже тех, кто лично от себя проповедует).
|
15 Ноября 2016
Кто боится Бога? Как православные пресекли распространение Нового Завета
Восемь верующих различных протестантских церквей с Новыми Заветами в руках рассказывали о Боге в электричке на Ярославском вокзале 7 октября 2016 года. Во время раздачи бесплатных книг Нового Завета и Псалтири протестанты были задержаны сотрудниками полиции по инициативе членов малоизвестного Православного правозащитного аналитического центра. Большинство из задержанных были отпущены без предъявления обвинения. 2 ноября 2016 года был составлен протокол об административном правонарушении только в отношении одного распространителя Нового Завета – Сергея Корепина. Протокол составила капитан полиции линейного управления на станции Москва-Ярославская Гусева Ю.В.
|
9 Ноября 2016
Библейский процесс. Новый Завет и Псалтирь хотят проверить на экстремизм
16 ноября 2016 года в Выборгском городском суде состоятся слушания по делу о проверке книг Нового Завета и Псалтирь на предмет того, являются ли они экстремистской литературой. Еще в июле 2016 года Ассоциация евангельских христиан «Гедеон» хотела ввести в Россию Новый Завет и Псалтирь, которые известная в христианском мире миссия «Гедеон» уже много лет раздает по всей стране. Однако Выборгская таможня потребовала провести «психолого-лингвистическую экспертизу печатной продукции», то есть библейских книг. Все остальные правила провоза книг миссией были соблюдены.
|
5 Сентября 2016
Дело марийского пастора: верующих штрафуют за реализацию их права на свободу совести
Мало, кто сомневался в том, что марийский пастор, который был привлечен к ответственности за выступление на деревенском празднике, будет осужден. И 31 августа 2016 года мировой судья судебного участка Сернурского судебного района Республики Марий Эл приговорил пастора Церкви ХВЕ «Новое поколение» Александра Якимова к штрафу в размере 5 тысяч рублей за «незаконное миссионерство» в деревне Мари-Шолнер.
|
2 Сентября 2016
Чиновники против миссии. Церковь адвентистов привлекли за попытку провести религиозное просвещение в администрации
9 августа 2016 года сотрудники администрации Майминского района пожаловались в Комитет по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай. Хотя само «правонарушение» было совершено еще 13 июля 2016 года. 22 августа 2016 года был составлен протокол об административном правонарушении по самой популярной в связи с Законом Яровой ч.4 ст. 5.26 КоАП РФ – осуществление миссионерской деятельности с нарушением законодательства о свободе совести.
|
26 Августа 2016
Ноябрьское дело. Баптистов оштрафовали за миссию в Доме молитвы
В Ноябрьске – крупном городе Ямало-Ненецкого автономного округа – представители власти ликвидировали детскую площадку, которая была организована в июле 2016 года около Дома молитвы евангельских христиан-баптистов (община входит в Российский Союз ЕХБ). Комиссионная проверка, в состав которой вошли сотрудники прокуратуры, МЧС, администрации города, Роспотребнадзора и комиссии по делам несовершеннолетних, расценила батут, тарзанку и игры с детьми как «несанкционированный детский лагерь».
|
26 Августа 2016
Марийское дело. Благословил – значит, нарушил закон?
30 июля 2016 года в деревне Мари-Шолнер Мари-Турекского района Республики Марий Эл проводился обычный деревенский праздник. Староста деревни пригласил на праздник своего знакомого – лидера религиозной группы христиан веры евангельской (пятидесятников) Александра Якимова. Дело в том, что и раньше на народном празднике выступали представители этой группы, ранее называвшейся «Новое поколение» (часть харизматического движения, основанного рижским пастором Алексеем Ледяевым). Члены группы устраивали что-то вроде импровизированного концерта.
|
26 Августа 2016
Орловское дело. Гражданина США впервые оштрафовали по Закону Яровой
По этому делу хорошо видно, что новое законодательство поставило верующих в положение оправдывающихся и виноватых. Причем сами оправдания в свете определения миссионерства в законе часто звучат абсурдно. Верующие в реальности, должны говорить, что раздача литературы на улице – это не миссионерская деятельность.
|
22 Августа 2016
Черкесское дело. Почему оправдали последователя Общества Сознания Кришны?
Через два дня после вступления в силу положений Закона Яровой о миссионерстве, то есть 22 июля, кто-то в Черкесске уже знал о необходимости этот закон применить. Последователь Общества Сознания Кришны Вадим Сибирев в час дня раздавал литературу на улицу и беседовал с прохожими. Самое интересное, что Сибирева не задерживала полиция на месте, а его собеседники не жаловались сразу после беседы с ним.
|
14 Июля 2016
«Прежде чем пропоет петух». Отрекаться или не отрекаться от своей церкви?
Широкая общественность меньше всего внимания обратила на запрет миссионерства в России. Одна из причин – в том, что большинство граждан, действительно, не видит никакого смысла в проповеди по двум причинам. Во-первых, «мы и так все православные». Во-вторых, «вера у всех в душе», то есть в российском обществе политика власти укрепляет представление о том, что религия – это частное дело человека (приватизация религии). Таким образом, секуляризация, от которой постепенно отказывается Западная Европа, доходит до своего пика именно в России.
|
8 Июля 2016
Нет религии, нет проблемы? Россия как территория без проповеди
Антитеррористический пакет Яровой стал своего рода началом большого предвыборного цикла, связанного с избранием новой Думы и последующими в 2018 году выборами главы государства. И не совсем понятно – это высшая точка запретительной политики или же начало ее нового витка. Поскольку в общественной жизни уже практически не осталось ничего, что можно было бы еще запретить, то власть пошла по пути наименьшего сопротивления – запрета религии.
|
20 Апреля 2016
Демократическая реформа в РПЦ: начало
Процесс модернизации Русской православной церкви идет полным ходом в самых разных направлениях, но эти изменения не всегда заметны. Есть сложности и с тем, как сформулировать православные представления о будущем страны и о реформах в Церкви.
|
24 Марта 2016
Севастополь: почему разрушают католическую церковь
Ситуация вокруг католического костела в Севастополе длится уже более двух десятилетий. Еще в начале 1990-х годов католическая община обращалась с заявлениями с просьбой вернуть здание у площади Ушакова на улице Шмидта, 1.
|
1 Марта 2016
Как запретить Библию? Священные книги остались незащищенными
Богословско-правовой механизм отсеивание того, что является священным, а что нет – уже запущен. В первую очередь, пострадали Свидетели Иеговы и их вариант Библии, что естественно, поскольку политически мотивированная кампания против них ведется давно, с 2009 года.
|
28 Января 2016
Особо опасные церкви. За что ликвидируют верующих в России
В последние годы большинство церквей приспособилось к требованиям отчетности , хотя было время, когда общины ликвидировали только за то, что они вовремя не подали декларацию о доходах в налоговые органы и не отчитались перед органами юстиции. Однако стремление ликвидировать осталось.
|
28 Декабря 2015
Патриарх Кирилл в 2015-м году. Вперед – к социально ориентированной Церкви
Православная Церковь остается с момента крушения СССР самым независимым от власти институтом гражданского общества. Приходская и монастырская жизнь развивается по своим собственным правилам, несмотря на бюрократизацию, в епархиях все больше молодых и мыслящих священников, да и своих «диссидентов» в церковной среде достаточно.
|
25 Декабря 2015
Культ культу рознь. Пятидесятники выступили против «сектантов»
Представление о том, что есть нормальные религиозные объединения, а есть «секты», существует не только в России, но и других странах мира. В Соединенных Штатах и Европейском Союзе разного рода подозрительные религиозные группы, чаще всего, это новые религиозные движения, обычно называют «культами».
|
21 Декабря 2015
Иллюзия легитимности. Миссионерам тут не место
Идея контроля за миссионерской деятельностью и за самими проповедниками появилась давно — на федеральном уровне в 2000 году в Концепции национальной безопасности была зафиксирована угроза «иностранных миссионеров». С тех пор защита «духовной безопасности» периодически становится приоритетом для политиков и чиновников. Парадокс заключается в том, что защищать граждан России не от кого.
|
11 Декабря 2015
Оправдание репрессий. Часть вторая. Охота за религиозными группами началась
Представление об опасности любой религии сформировалось в российском обществе в советское время. Как своеобразная «темная материя» этот страх перед верой, подозрения в отношении любой религиозной общины, жил во многих поколениях людей. Даже сейчас распространение влияния православия, а тем более других религий, в современной России воспринимается частью общества как угроза. Но теперь «темная материя» подозрений нашла свой выход и оправдание.
|
10 Декабря 2015
Оправдание репрессий. Часть первая. Верующих сделают иностранными агентами
В последние годы в России усиливается давление на религиозные организации, а Закон о свободе совести подвергается радикальным изменениям. 2015 год в этом отношении был рекордным по числу существенных поправок в законодательство – можно с уверенностью сказать, что от Закона о свободе совести 1997 года ничего не осталось.
|
1 Декабря 2015
Вера в осуждение. Можно ли верить в России Свидетелям Иеговы?
В ХХ Россия была самой проблемной страной с точки зрения отношения к религии – сектантов при царе ссылали в Сибирь, народ разрушал храмы во время революции, потом десятилетиями расстреливали и сажали верующих, отнимали у них детей.
|
19 Ноября 2015
Церковь и революция нежности: феномен папы Франциска
Католическая церковь с 2013 года, с момента избрания папы Франциска, стала одним из ведущих ньюсмейкеров в мире. В масс-медиа живо обсуждаются как высказывания папы, так и решения синодов католических епископов, реформы папской Курии и Банка Ватикана.
|
23 Октября 2015
Миссионеры под контролем. Новые законы ограничат верующих
Советский страх перед широким и бесконтрольным распространением любой веры, даже православной, является отличительной чертой российской религиозной политики. Несмотря на существование определенных норм Конституции РФ, которые полностью соответствуют международным нормам, этот страх периодически реанимируется.
|
12 Октября 2015
Новая религиозная политика: контроль без свободы совести и без православия
На религиозной сфере в России отражаются те же самые процессы, которые происходят в общественно-политической сфере. Среди религиозных организаций также пытаются найти «иностранных агентов», хотя и неформально. По закону религиозное объединение нельзя признать «иностранным агентом», даже если оно будет получать финансирование из-за рубежа. Общины верующих в масс-медиа и в выступлениях многих чиновников и политиков делят на «своих» и «чужих», на «сектантов» и «традиционные религии». В законах также нет никаких подобных определений – формально все равны.
|
30 Сентября 2015
«Секта» против религиозной свободы
Постоянно реанимирование темы борьбы с какими-то сектами или сектантами является тяжелым наследием советской эпохи. В царское время, хотя и называли часть духовного пространства русским сектантством (от староверов и духоборов до баптистов), но и причины борьбы с неправославными были другими, и столь однозначной оскорбительной ассоциации в народе со словом «сектанты» не было.
|
23 Сентября 2015
ИГИЛ и Россия. Кто и как борется с псевдоисламским экстремизмом?
Самая популярная тема в Европе в настоящее время — это проблема мигрантов, возможностей их устройства и их ассимиляции в разных странах Евросоюза, учитывая, что вместе с ними в благополучные страны могут проникнуть боевики так называемого Исламского государства (ИГИЛ).
|
|