По мнению члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Управляющего партнера АБ «Славянский правовой центр», почетного адвоката России Владимира Ряховского, все сказанные в ходе совещания слова абсолютно правильные. Дмитрий Медведев, в частности, подчеркнул важность «деликатных подходов» в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации. В то же время, именно деликатностью представители правоохранительных органов нашей страны не отличаются, о чем ярко свидетельствует правоприменительная практика так называемых «поправок Яровой». Тогда представители правоохранительных органов убеждали верующих, что целью упомянутого пакета являются исключительно религиозные экстремисты подобные ИГИЛ (организация запрещена в России). Однако жертвами многочисленных проверок, однобоких и предвзятых толкований норм законодательства, а также штрафов и других санкций, стали, главным образом, протестантские верующие и церкви.
Сейчас ситуация складывается похожим образом. Впереди выборы в Государственную Думу и Всероссийская перепись населения, которые, по мнению Заместителя Председателя Совета Безопасности, могут вызвать отдельные межэтнические и межконфессиональные конфликты. Соответственно, он просит ФСБ, МВД и Генпрокуратуру России подготовить к апрелю следующего года прогноз возникновения таких угроз и на его основе разработать комплекс мер по их нейтрализации. Это, скорее всего, приведет к волне проверок и штрафов для тех, до кого смогут добраться наши правоохранители. А намного легче добраться до законопослушных церквей и реабилитационных центров, действующих открыто и легально, чем вскрывать конспиративные ячейки и группы настоящих экстремистов.
Владимир Ряховский также обратил внимание на указанное Дмитрием Медведевым число – 700 преступлений экстремистской направленности, выявленных правоохранительными органами за 10 месяцев текущего года: «У меня сейчас нет под рукой полных данных, но, думаю, что половина из них связана со Свидетелями Иеговы, которые не представляют никакой террористической опасности». Традиционно вся наша система правоохранительных органов, построенная на численных показателях выявлений и посадок, сама подталкивает сотрудников заниматься поиском экстремизма там, где его нет и быть не может.
В свою очередь, советник Начальствующего епископа по взаимодействию с государственными структурами Роман Бунин напомнил о недавнем совещании Совета Безопасности России, когда Президент РФ Владимир Путин сказал о необходимости борьбы с незаконным оборотом наркотиков и о важности помощи тем людям, которые оказались в зависимости от наркотических препаратов. Абсолютно верный, по сути, посыл главы государства обернулся проведением массовых проверок всех некоммерческих негосударственных центров и программ, связанных с этой темой. Будет ли после этого оказана помощь и поддержка успешным и эффективным центрам реабилитации – большой вопрос.
В целом, по мнению эксперта, задача укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений является одной из основных в российской внутренней политике. Роман Бунин также напомнил о конфликтах на территориях республик бывшего Советского Союза в прошлые десятилетия, которые были разгорелись как раз на национальной и религиозной почве. Одним из трагических следствий тех конфликтов стали террористические акты, унесшие жизни людей в Москве, Волгограде, Волгодонске и др.
Закономерным итогом неправильной деятельности государственных органов в этой области стали этнорелигиозные конфликты на территории Индии, Мьянмы, Судана и др. Последним наиболее ярким примером последствий просчётов государства в названной сфере можно назвать теракты во Франции.
В настоящее время в Российской Федерации существует достаточное количество площадок (Советы при Президенте РФ, при Правительстве РФ, Общественная палата РФ, Советы при Губернаторах, ХМКК и др.) для обсуждения вопросов, выработки предложений в области межнациональных и межконфессиональных отношений и обеспечения достойного уровня участия в этом государства. Реализуется Стратегия государственной национальной политики до 2025 года, которая многими экспертами признана эффективной. В этой связи, в том числе для предотвращения возможных перегибов со стороны правоохранительных органов, но главным образом для укрепления государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, в Российской Федерации представляется чрезвычайно важным скорейшее принятие Стратегии государственной политики в области свободы совести и вероисповедания.