10 Августа 2020
Управление МВД России по городу Новороссийску в октябре 2019 года привлекло к административной ответственности МРО Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в Ростовской области, предусмотренной частью 2 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа размером 400 тыс. рублей. По мнению Управления МВД религиозная организация не приняла установленные меры по обеспечению соблюдения приглашенным гражданином Дэвидом Гааг режима пребывания в Российской Федерации в части соответствия заявленной им цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания в Российской Федерации деятельности.
Как пояснили в пресс-службе МРО Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Централизованная религиозная организация «Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России» поддерживает обширные международные связи и контакты с зарубежными единоверцами и регулярно приглашает из-за рубежа волонтеров. Волонтеры этой конфессии отличаются законопослушностью. Одной из форм волонтерской деятельности, предусмотренной Уставом Религиозной ассоциации, является проведение на безвозмездной основе дискуссий на иностранных языках по разъяснению традиций, наследия и культуры последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в других странах, пропаганды здорового образа жизни верующих. В таком мероприятии и участвовал волонтер гражданин США Гааг, наряду с собственно религиозной деятельностью. Он был подвергнут административному наказанию за то, что, «въехав с целью – религиозные дела, осуществлял обучение навыкам английского языка с группой граждан».
Но это самостоятельное административное дело, решения по которому также обжалованы. Сейчас мы рассказываем о том, за что же была привлечена религиозная организация. Какие же меры по обеспечению соблюдения приглашенным гражданином Дэвидом Гааг режима пребывания в Российской Федерации она не приняла? По закону приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания в Российской Федерации. Перечень и порядок применения указанных мер устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако на момент вынесения постановления и по сей день перечень указанных в части 6 статьи 16 Закона № 115-ФЗ мер и порядок их применения Правительством Российской Федерации не установлен.
Религиозная организация обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2019, поскольку организация предприняла все зависящее от нее меры для обеспечения соблюдения иностранным гражданином заявленной цели въезда в Российскую Федерацию. В жалобе было отказано, и в первой, и в апелляционной инстанции. Только в июле 2020 года их решения были отменены в кассации.
Арбитражный суд Северо-Кавказского федерального округа в постановлении указал, что протокол об административном правонарушении от 26.09.2019 не содержит сведений о том, какие законодательно установленные меры в рассматриваемом случае не приняты организацией, а также ссылку на конкретный нормативный правовой акт, нормы которого в рассматриваемом случае нарушены организацией. (Дело № А53-39788/2019)
Суд также указал, что формулировка части 2 статьи 18.9 Кодекса, которая по своему содержанию является бланкетной, содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, регулирующему правоотношения в сфере миграционного законодательства, а именно к части 6 статьи 16 Закона № 115-ФЗ, согласно которой приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока его пребывания в Российской Федерации. Перечень и порядок применения указанных мер устанавливаются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, перечень указанных в части 6 статьи 16 Закона № 115-ФЗ мер и порядок их применения в силу прямого указания рассматриваемой нормы устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако на момент вынесения оспариваемого постановления управления и рассмотрения данного дела судебными инстанциями, перечень указанных в части 6 статьи 16 Закона № 115-ФЗ мер и порядок их применения Правительством Российской Федерации не установлен.
В постановлении Арбитражный Суд Северо-Кавказского федерального округа, совершенно справедливо обращает внимание на правовую позицию Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал, что правонарушение должно быть четко определено в законе, чтобы, исходя из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть последствия своих действий (бездействия). Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного его истолкования (постановления от 27.05. 2008 № 8-П, 13.07.2010 № 15-П; определение от 05.03.2013 № 323-0).
Суд признал незаконным и отменил постановление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новороссийску от 14.10.2019 по делу об административном правонарушении.
Станислав Кулов
адвокат, главный редактор сетевого издания «Религия и право»,
директор Института верховенства права