30 Мая 2020
29 мая 2020 года президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года. Об ее подготовке стало известно в марте 2020 года, когда МВД вынесло проект поправок на общественное обсуждение (утвержденный текст, однако, от того черновика несколько отличается).
В предыдущем варианте Стратегии, утвержденном в 2014 году, были даны определения понятиям "идеология экстремизма", "проявления экстремизма", "субъекты противодействия экстремизму", "противодействие экстремизму" и "радикализм". В новом варианте эти определения несколько изменены, кроме того в Стратегию введено понятие "идеологии насилия". Она определена как совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических религиозных и иных целей.
Если в старом варианте Стратегии понятие "радикализм" определялось как "глубокая приверженность идеологии экстремизма, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации", то в новом варианте ему дается следующее определение: "бескомпромиссная приверженность идеологии насилия, характеризующаяся стремлением к решительному и кардинальному изменению основ конституционного строя, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации".
Кроме того, определение понятия "проявления экстремизма", относившееся только к деяниям, совершенным по мотивам ненависти и вражды либо способствующим обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов, теперь распространено и на деяния, угрожающие конституционному строю и нарушению территориальной целостности России. К "противодействию экстремизму" в новой редакции отнесена в том числе и деятельность по минимизации и ликвидации последствий экстремизма.
В новой редакции Стратегии дается новое описание внешних и внутренних экстремистских угроз. Внешними угрозами теперь считаются "поддержка и стимулирование рядом государств деструктивной деятельности, осуществляемой иностранными или международными неправительственными организациями, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, включая инспирирование «цветных революций», на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, в частности распространению экстремистской идеологии и радикализма в обществе".
Определение внутренних угроз в новой Стратегии конкретизировано. К таким угрозам отнесены попытки осуществления экстремистской деятельности националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и отдельными лицами, распространение идеологии насилия, склонение, вербовка или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранцев в деятельность экстремистских сообществ и иную противоправную деятельность, а также формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов.
Отдельным абзацем прописано, что к внутренним угрозам относятся также обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями и приводящие к сепаратистским проявлениям межнациональные и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации.
Из перечня наиболее опасных видов экстремизма было изъято уточнение "националистический, религиозный и политический" (очевидно, потому что эти термины не определены).
К экстремизму в нескольких пунктах Стратегии отнесено проведение несогласованных публичных мероприятий, в том числе протестных акций (в прошлой редакции был использован менее точный термин "несогласованные акции").
Отдельное внимание в новой версии документа уделено вовлечению к экстремистские структуры несовершеннолетних.
В качестве потенциального источника угроз упомянуты в новой Стратегии очаги терроризма на Ближнем Востоке, создание законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций (в т.ч. путем дистанционной вербовки), опасность радикализации трудовых мигрантов. Вместе с тем упоминание "незаконной миграции", нарушающей "этноконфессиональный баланс населения" заменено рассуждением о "неблагоприятной миграционной ситуации", которая вносит дестабилизацию в рынок труда и социально-экономическую обстановку и оказывает негативное влияние на межнациональные и межрелигиозные отношения. Новым является и отдельное упоминание спортшкол и клубов как очагов радикализации молодежи.
Следующим пунктом упоминается "информационно-психологическое воздействие" зарубежных спецслужб, которые имеют цель "размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране". Если в старой редакции Стратегии далее упоминалась деятельность зарубежных НПО по распространению экстремистской идеологии, то теперь уточнено, что "значительное негативное влияние на ситуацию" оказывает "деструктивная деятельность" как зарубежных организаций, так и подконтрольных им российских структур "под видом гуманитарных, образовательных, культурных, национальных и религиозных проектов, включая инспирирование протестной активности населения с использованием социально-экономического, экологического и других факторов".
В направления государственной политики противодействия экстремизму внесены, в частности, следующие изменения:
- в сфере законотворчества направления антиэкстремистской политики дополняются "совершенствованием механизмов противодействия деструктивной деятельности иностранных или международных неправительственных организаций";
- в сфере правоохранительной деятельности – борьбой с "инспирированием «цветных революций»";
- в сфере национальной политики – "предотвращением любых форм дискриминации", "формированием в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии, ксенофобии, национальной или религиозной исключительности";
- в сфере миграционной политики вместо совершенствования механизмов депортации и усиления пограничного контроля в Стратегии закрепляются: развитие программ адаптации мигрантов; противодействие возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан; привлечение институтов гражданского общества и всестороннее информирование общества о миграционных процессах и противодействие вызывающим ненависть и вражду ложным сведениям о них;
- в сфере информационной политики к антиэкстремистским направлениям отнесены, в частности: приобщение молодежи к "традиционным российским духовно-нравственным ценностям" как через СМИ, так и через интернет; а также "выявление способов оказания экстремистскими организациями информационно-психологического воздействия на население и изучение особенностей восприятия и понимания различными группами людей информации, содержащейся в экстремистских материалах";
- образовательный процесс, согласно новой редакции Стратегии, должен формировать у детей "общероссийскую гражданскую идентичность, патриотизм, гражданскую ответственность, чувство гордости за историю России", а также воспитывать культуру межнационального и межрелигиозного общения;
- в сфере международного сотрудничества приоритеты дополняются: недопущением использования международного антиэкстремистского сотрудничества "в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей"; укреплением ведущей роли государств в антиэкстремистской деятельности; обменом передовым опытом и разработкой международных правовых документов; организацией взаимодействия компетентных органов в рамках Конвенции ШОС по противодействию экстремизму 2017 года и принятием мер к присоединению других государств к ней;
- в Стратегию вносится перечень направлений антиэкстремистской политики, связанной с гражданским обществом. В него вошли государственная поддержка институтов гражданского общества, борющихся с экстремизмом, в том числе ветеранских и молодежных организаций (в прошлой редакции эти меры относились к культурной политике), работа с социально ориентированными НКО, участие общественных советов в деятельности по гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений; содействие СМИ "в широком и объективном освещении" деятельности субъектов противодействия экстремизму.
Закреплены в Стратегии инструменты ее реализации (нормативные правовые акты РФ, документы стратегического планирования и госпрограммы); определено, что реализуют ее субъекты противодействия экстремизму (то есть органы государственной власти и местного самоуправления) , а также институты гражданского обществая; и что ее реализация должна быть обеспечена информационной поддержкой.
Важно отметить, что, в новая редакция Стратегии, в отличие от предыдущей, имеет целевые показатели. В перечень этих показателей в утвержденном тексте Стратегии вошли:
- динамика количества зарегистрированных преступлений, административных правонарушений и выявленных лиц, совершивших их, по годам;
- доля преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности по годам;
- количество общественных, религиозных объединений и организаций, признанных экстремистскими;
- количество ресурсов в интернете с экстремистскими материалами, которые были заблокированы и с которых эти материалы были удалены.
В качестве ожидаемых результатов перечислены:
- сокращение количества экстремистских угроз в Российской Федерации;
- уменьшение доли преступлений насильственного характера в общем количестве экстремистских преступлений;
- недопущение распространения экстремистских материалов в СМИ и интернете;
- повышение уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремизму;
- активное участие институтов гражданского общества в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений;
- формирование в обществе, особенно среди молодежи, атмосферы нетерпимости к экстремистской идеологии, неприятия экстремистской идеологии;
- повышение уровня защищенности граждан и общества от экстремистских проявлений.