14 Апреля 2020
Свобода совести и вероисповедания является одной из важнейших личных свобод человека и гражданина, гарантированных и охраняемых Конституцией Российской Федерации. Для России высокий уровень гарантий свободы совести и вероисповедания имеет особое историческое значение, обусловленное фундаментальным значением традиционных религиозных и морально-нравственных ценностей для многоконфессионального российского народа. Особая актуальность данного права подтверждается как значением для граждан традиционных мировых религий, так и огромным количеством различных религиозных организаций, число которых в России превышает 31 тысячу.
В 2019 году государством принят ряд мер по усилению гарантий прав верующих и религиозных объединений. Так, религиозные организации наделены исключительным правом на осуществление паломнической деятельности. Духовным образовательным организациям предоставлено право реализовывать дополнительные учебные программы и программы профессионального обучения.
Верховный Суд Российской Федерации принял Обзор судебной практики применения законодательства о миссионерской деятельности и о свободе совести 3 , в котором нашли отражение в том числе рекомендации, высказанные в Докладе Уполномоченного за 2018 год. Обзор направлен на совершенствование судебной практики по вопросам административной ответственности за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (части 3–5 статьи 5.26 КоАП РФ). Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации сформулировал уточненные признаки миссионерской деятельности и указал, что она может беспрепятственно осуществляться не только в культовых помещениях и предусмотренных законом местах, но и за пределами этих мест, с соблюдением требований законодательства.
В 2019 году к Уполномоченному поступило 1889 обращений по вопросам свободы совести и вероисповедания, в том числе 56 коллективных. Это меньше на 32% показателей 2018 года. Тематика обращений приведена на рис. 29.
Снижение произошло главным образом за счет уменьшения в 3,5 раза обращений по вопросам отказа от процедуры электронной идентификации и аутентификации личности и в 3 раза — по вопросам ограничений права на свободу совести и вероисповедания.
Вместе с тем заметно увеличилось число жалоб в связи с отказами верующих от получения и использования документов, противоречащих религиозным убеждениям (на 58%), и от дачи согласия на сбор и обработку персональных данных (на 25%). Новой темой для жалоб стала установка камер видеонаблюдения в храмах.
Заявители выражали несогласие с внедрением «электронного паспорта», с получением страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).
К Уполномоченному обратился председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ В. Легойда. Он указал на значительный рост числа обращений верующих в адрес Священоначалия РПЦ с жалобами на принуждение их к электронной идентификации и аутентификации, на внедрение цифровых технологий при сборе и обработке персональных данных, высказал обеспокоенность граждан тенденцией к замене бумажных документов электронными аналогами, а также применением универсальной электронной карты «Мир». По итогам рассмотрения его обращения под эгидой Уполномоченного было проведено совещание с представителями Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, а также заинтересованных госорганов, на котором высказаны предложения по внедрению альтернативных правовых механизмов, которые бы позволили гражданам получать социальные, медицинские, страховые и прочие услуги без использования электронных способов учета личности.
В российской судебной практике — много дел по жалобам верующих на присвоение ИНН и столько же решений судов по ним с выводом об отсутствии нарушения права на свободу совести и вероисповедания. Большое количество жалоб касалось принятия законодательных новелл, направленных на установление СНИЛС в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также введения требований к антитеррористической защищенности религиозных организаций.
Несмотря на снижение количества, второе место сохраняют обращения по вопросам отказа от процедуры идентификации и аутентификации (27%). Верующие продолжают сообщать об угрозах, которые несет в себе внедрение современных технологий, позволяющих тотально контролировать частную жизнь личности. Заявители настаивают на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и способов их идентификации для предоставления социальных, медицинских, страховых и прочих услуг.
Третье место по удельному весу заняли обращения, в которых граждане заявляли о несогласии со сбором и обработкой их персональных данных (26%). Верующие сообщали о неправомерных требованиях государственных органов и организаций предоставлять персональные данные при получении услуг и оформлении документов. Такие обращения поступали от жителей города Москвы, Московской, Свердловской и Челябинской областей, Ставропольского края.
Впервые с 2019 года к Уполномоченному стали поступать жалобы в связи с установлением камер видеонаблюдения в храмах и монастырях (9%). Верующие высказывали отношение по поводу того, что под предлогом борьбы с терроризмом видео- или аудиозаписи совершаемых личных религиозных таинств, в которых они принимают участие, а равно сведения, проистекающие из такого участия, защищаемые тайной исповеди, признаваемой государством (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1 ), могут стать доступными посторонним лицам, разглашены или незаконно использованы в ущерб правам верующих.
Действительно, на сегодня правовые механизмы недопущения названных злоупотреблений отсутствуют. Такая информация лишь косвенно подпадает под запреты и ограничения в сфере защиты персональных данных и названный комплекс вопросов никак на сегодня не регламентирован. Складывающаяся ситуация не может быть признана удовлетворительной и нуждается в урегулировании — по крайней мере в части введения юридических гарантий сохранности и защищенности вышеупомянутых видеозаписей от доступа посторонних лиц, в том числе средствами криптографической защиты, и ответственности за незаконные доступ к таким видеозаписям и разглашение их содержания.
С другой стороны, нужно принимать в расчет и необходимость обеспечения безопасности людей и сохранности недвижимых имущественных объектов религиозного значения.
Таким образом, налицо конфликт интересов между правом на личное пространство верующих, на неприкосновенность их частной жизни и правом людей на безопасность. Все это предопределяет необходимость дополнительной проработки данного вопроса и воздержания от конкретных мер по принудительному внедрению видеонаблюдения в храмах.
Заметно меньше поступило жалоб на ограничение права на свободу совести и вероисповедания (2%). В них граждане сообщали об установлении незаконных препятствий в свободном посещении церквей, монастырей.
Поступило обращение от уполномоченного по правам человека в г. Севастополе П. Ю. Буцая с просьбой оказать содействие в решении вопроса о беспрепятственном посещении верующими Свято-Владимирского собора на территории ФБУК «Государственный музей-заповедник “Херсонес Таврический”». Для того чтобы попасть в храм, они должны были купить билет в заповедник. По результатам работы Уполномоченного с Минкультуры России, губернатором г. Севастополя, ФБУК «Государственный музей-заповедник “Херсонес Таврический”» принято решение, согласно которому верующие имеют возможность проходить в Свято-Владимирский собор в часы церковной службы по бесплатному билету.
По итогам рассмотрения обращений граждан по вопросам свободы совести и вероисповедания Уполномоченным принято к рассмотрению 18 обращений, по остальным даны разъяснения заявителям.
По результатам рассмотрения 8 коллективных обращений оказано содействие в защите прав верующих на беспрепятственный проход в православный храм, расположенный в Херсонесе, по 1 коллективному обращению — восстановлены права жителей поселка Соловецкий Архангельской области на свободу вероисповедания и оказано содействие в защите прав несовершеннолетнего на доступ к занятиям спортом с учетом его религиозных убеждений.
Анализ обращений, поступающих Уполномоченному по данному вопросу, свидетельствует о ряде системных проблем в части реализации права на свободу совести и вероисповедания.
Абсолютное большинство заявителей беспокоит стремление государства ввести процедуры учета и контроля граждан (в частности, вопросы идентификации, выдачи личных документов, обработки персональных данных, видеонаблюдения на культовых объектах).
Очевидно, что существует проблема восприятия представителями некоторых конфессий того факта, что Российская Федерация — это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (статья 14 Конституции Российской Федерации).
В свою очередь, светское государство — это государство, в котором общественные отношения регулируются на основе гражданских, а не религиозных норм, поэтому решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. В этой связи очевиден приоритет закона над его конфессиональными трактовками, соответственно, он обязателен к исполнению всеми гражданами страны вне зависимости от вероисповедания. Однако закон должен отвечать на запрос общества и гарантировать гражданам защиту персональных данных и возможность реализации их прав и свобод.
В этой связи, в целях недопущения конфликтных ситуаций, необходимо активно вести просветительскую работу, в том числе через правовые консультации с гражданами, которые имеют сомнения или опасения по указанному поводу Остается также актуальной проблема поиска механизмов взаимодействия государства и личности, которые обеспечивали бы баланс интересов с учетом особого мировоззрения верующих лиц при максимальном учете прав всех граждан страны. Стремительно развивающиеся технологии уже сегодня позволяют идентифицировать человека по биометрическим и иным данным без присваивания персонального номера и выдачи письменного документа. И эти продукты технического прогресса поддерживаются значительной частью российских граждан, они объективны и неизбежны.
Крайне важна нейтральность и беспристрастность государства в отношении доминирующих групп и религиозных меньшинств при реализации властных полномочий в этой сфере и в отношениях внутри различных религий, конфессий и вероисповеданий, при определении мер ограничительного характера в области реализации свободы совести. Как отметил ЕСПЧ в деле «Баранкевич против России», для сохранения плюрализма и правильного функционирования демократии роль властей в данных обстоятельствах сводится к тому, чтобы обеспечивать толерантное отношение конкурирующих групп друг к другу.
Важной задачей является обеспечение учета мнения населения при выборе места для строительства религиозных сооружений. Протесты против строительства храмов в зеленых зонах в 2019 году прошли в ряде субъектов Российской Федерации: в Свердловской, Ульяновской и Нижегородской областях. При этом местные жители зачастую выступают не против строительства церквей как таковых, а в защиту парков и скверов от масштабной застройки.
В г. Екатеринбурге прошли массовые протесты горожан против строительства храма Святой Екатерины в сквере возле Свердловского академического театра драмы. Позитивную роль в медиации по данному вопросу сыграла уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова. В целях урегулирования ситуации по предложению Президента Российской Федерации в г. Екатеринбурге было проведено голосование, по результатам которого храм решили возводить в другом месте.
По мнению Уполномоченного, решение о выборе места строительства религиозных сооружений должно приниматься в результате широкого общественного обсуждения и с учетом мнений всех сторон. Это поможет снизить социальную напряженность при разрешении подобных споров. В 2019 году получила разрешение правовая коллизия, в рамках которой граждане подвергались административной ответственности за нецелевое использование своих земельных участков в случаях, если устраивали в жилых помещениях, расположенных на ней, религиозные обряды. В Конституционном Суде Российской Федерации была рассмотрена жалоба жительницы Ростовской области и прихожанки Церкви христиан-адвентистов седьмого дня О. об оспаривании абзаца второго статьи 42 ЗК РФ и части 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 14 ноября 2019 г. № 35-П 1 , в котором получили отражение в том числе доводы Уполномоченного, указал, что сами по себе оспариваемые положения ЗК и КоАП РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку они не запрещают предоставлять земельный участок или жилое помещение религиозным организациям для проведения обрядов и богослужений. Нарушением такие действия могут быть признаны только в том случае, если дом постоянно используется для церемоний и, фактически утратив признаки жилого, становится культовым помещением.
Обращает на себя внимание отсутствие в законодательстве норм, устанавливающих правовое положение военных и правоохранительных, тюремных и госпитальных (больничных) священников в России. Их правовой статус не определен, а регулирование деятельности производится на основании ведомственных нормативных актов или личных договоренностей должностных лиц и священнослужителей. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28).
На протяжении многих лет остается неурегулированным вопрос реализации права на свободу вероисповедания лицами, находящимися в следственных изоляторах.
Уполномоченным в рамках работы Экспертного совета совместно с представителями религиозных организаций (Русской православной церкви, Центрального духовного управления мусульман России и Федерации еврейских общин России), Минюста России, ФСИН России, МВД России, учеными-религиоведами осуществляется поиск согласованной взаимоприемлемой позиции для решения указанной проблемы.
В связи с участившимися случаями публичного осквернения религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания и т. п., а также противоречивой судебной практики по административным делам данной категории важную роль в обеспечении прав граждан на свободу совести имеет утвержденный 26 июня 2019 г. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» КоАП РФ. Представляется, что данный документ будет способствовать повышению эффективности защиты прав верующих.