3 Декабря 2019
“Действующее законодательстве о свободе совести и религиозных объединениях имеет ряд пробелов и неопределенностей, что может быть квалифицировано как сознательное умолчание законодателя, которое иногда называется правоведами квалифицированным или умышленным пробелом в праве” - заявил профессор РАНХиГС Михаил Шахов, выступая на Втором всероссийском форуме “Право. Религия. Государство”, который состоялся 21-22 ноября в Общественной Палате РФ.
Эксперт уверен, что законодатель на протяжении десятков лет специально уклоняется от ответственности принимать решения по восполнению пробелов в религиозном законодательстве и конкретизации чрезмерно абстрактных терминов и выражений, перекладывая эту функцию и ответственность на правоприменителя, представляя ему таким образом, излишнюю свободу толкования и применения норм права. Иными словами, неопределенность правового регулирования порождает невозможность однозначного толкования правовой нормы, что приводит в конечном итоге к необоснованному расширению дискриминационных полномочий правоприменителя.
В качестве неопределенности эксперт выделили следующие пробелы: отсутствие определения понятий «светское государство», установленное в 14 статье Конституции, отсутствие определения понятия «религиозное превосходство», пропаганда которого запрещается 29 статьёй Конституции; отсутствие определений понятия «член, участник и последователь религиозного объединения», которым оперирует Федеральный закон «О свободе совести т.е. религиозных объединениях; отсутствие определений моментов, с которых считается созданной, учрежденной религиозная группа.
Эксперт уверен, что чем менее четко и качественно сформулирована норма права, тем больше возникает возможностей и опасностей для произвола правоприменителя. Несовершенная правовая норма может быть откорректирована без изменений её текста, либо официальным толкованием, либо практикой применения, т.е. корректировка де- факто правоприменением, отступающим от следования букве и духу закона - считает эксперт. В качестве примера так называемой положительной корректировки нормы без изменения ее текста профессор приводит следующие изменения:
- постановление Конституционного суда от 14 ноября « О праве использовать жилые помещения для религиозной деятельности и для предоставления юридического адреса религиозной организации».
- Определение Конституционного суда от 10 ноября 2019 года, где была уточнена территориальная сфера миссионерской деятельности для местной религиозной организации, в пределах всего субъекта Федерации;
- определение от 15 октября 2018 года, где, в частности, было сказано, что правоприменитель должен удостовериться при рассмотрении дела, в самом факте существования религиозной группы, то есть, не прекратила ли она свою деятельность;
- определение от 13 марта 2018 года, где был сформулирован системообразующий признак миссионерской деятельности, т.е. в ряде случаев Конституционный Суд не отменяя и не изменяя текст правовой нормы, корректирует её путем какого-то официального толкования.
Обо всем этот профессор Шахов рассказал в ходе выступления на Втором всероссийском форуме “Право.Религия.Государство”. Всего в работе Форума приняли участие специалисты и эксперты, включенные в сферу религиозных гражданско-политических отношений, представители Администрации Президента, Государственной Думы, Правительства РФ, Минпросвещения и Рособрнадзора, Министерства юстиции, МВД, ФАДН, ФСИН, Общественной палаты РФ, Аппарата Уполномоченного по права человека в РФ, религиозных организаций – юристы, адвокаты и правозащитники, религиоведы и отраслевые исследователи религии. В этом году в форуме приняли участие более 200 экспертов из различных регионов Российской Федерации, а также некоторых зарубежных стран.
Единогласно участниками форума было принято решение об объявлении форума «Право. Религия. Государство» ежегодным, определен порядок формирования оргкомитета и издания по итогам работы форума ежегодного сборника материалов.
Организаторами форума выступили: Постоянная комиссия по развитию НКО Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Комиссия по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации, Кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС), Фонд поддержки христианской культуры, науки и образования, Славянский правовой центр (СПЦ).