В Администрации Президента РФ обсудили проблемы реализации свободы вероисповедания
19 Октября 2019
16 октября 2019 в Администрации президента состоялось совместное заседание постоянных комиссий Советов по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, посвященное актуальным проблемам реализации свободы совести в контексте действующего законодательства.
В обсуждении проблем приняли участие члены советов, представители религиозных конфессий, представители органов власти, приглашенные эксперты, видные общественные деятели и журналисты.
Эксперты уверены, что разработанные в ходе совместного заседания предложения и рекомендации, которые потом будут переданы президенту, позволят не только защитить права человека на свободу совести и вероисповедания, но и снять напряжение, о котором заговорили уже даже самые терпеливые религиозные лидеры. В ходе заседания были обозначены проблемы реализации свободы совести в контексте федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в контексте антиэкстремистского законодательства, проблемы, связанные с коллизиями земельного законодательства и практике проведения богослужений «на дому», были затронуты вопросы повышения уровня религиоведческих знаний государственных служащих и антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций и многие другие.
Открыл заседание Председатель СПЧ, Советник Президента РФ Михаил Федотов, который подчеркнул, что подобное совместное заседание, посвященное обозначенным вопросам проводится впервые и имеет крайне важное значение. От вступительного слова Председателя СПЧ участники заседания перешли к заслушиванию импульсных докладов членов двух советов и некоторых экспертов.
Владимир Ряховский, член СПЧ, адвокат, в частности поднял вопрос о создании института уполномоченного по правам верующих в России. Также, эксперт видит необходимым включить тему свободу совести в создаваемый по поручению президента Национальный план действий в области прав человека. Актуальным остается вопрос и применение так называемых «антимиссионерских поправок». Владимир Ряховский, в частности, отметил, что Верховный суд – несмотря на президентское поручение разобраться с применением законодательства о свободе совести – уделил недостаточное внимание этой теме. Напомним, что 11 декабря прошлого года на встрече с президентом Владимир Ряховский рассказал о ситуации с применением закона, регулирующего миссионерскую деятельность, и привел конкретный пример с африканской студенткой из Нижнего Новгорода. Она была признана виновной в нарушении закона о миссионерской деятельности и нарушении целей пребывания. Студентка была привлечена не только к административной ответственности, но и выдворена с территории России. Президент возмутился, назвав это «невероятной чушью» и дал поручение Верховному Суду обобщить практику применения соответствующих положений закона. Уже в этом году 26 июня 2019г. Верховный Суд РФ утвердил обзор практики по статье 5. 26 (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. «С одной стороны, конечно, это положительный документ. С другой – он явно недостаточен, потому что не отражает все те проблемные вопросы, которые сейчас стоят на повестке дня» - отмечает Владимир Ряховский.
С докладом «Вопросы совершенствования законодательства о свободе совести и повышения уровня религиоведческих знаний государственных служащих» выступил Александр Кудрявцев. Он положительно оценил сделанный Верховным Судом РФ обзор практики, однако, вместе с тем, предложил на основе рекомендаций совместного заседания рассмотреть вопрос о проведении Верховным Судом пленума, посвященного реализации свободы совести и защите прав верующих. Одновременно с этим, Кудрявцев убежден в необходимости ограничений и контроля в религиозной сфере, приведя в пример 90-е годы и активное создание различных религиозных объединений, среди которых по его мнению были и потенциально опасные, а также предложил ограничивать льготы религиозным организациям, созданным совсем недавно («новообразованиям»).
О проблемах реализации свободы совести в контексте антиэкстримистского законодательства говорил Александр Верховский, член СПЧ, директор информационно-аналитического центра «СОВА», он отметил, что уже не первый раз обращает внимание на чрезмерно широкую формулировку понятия «экстремистской деятельности». Верховский считает, что необходимо прекратить бесполезную, по его мнению, практику ведения списка экстремистских материалов, и предложил подумать над созданием более эффективных механизмов.
Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) обратила внимание на правовые вопросы антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций и рассказала о предложенных поправках, которые, по ее мнению, в полной мере отвечают интересам религиозных объединений.
После представленных импульсных докладов, выступили представители некоторых государственных органов, в частности Светлана Борисова, заместитель директора департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции. Представитель Минюста обратила внимание на то, что основная часть протоколов по ст. 5.26, составленных Минюстом, предусматривает ответственность по части 3, в виду неполного указания религиозными организациями своего наименования при осуществлении деятельности. Светлана Борисова также представила статистические данные по количеству созданных религиозных групп, в 2019 году уже 2800 религиозных групп подали уведомления о начале своей деятельности при этом треть из них входят в централизованные религиозные организации, о прекращении деятельности в 2019 году заявили не более чем 300 групп.
Выступления приглашенных экспертов были посвящены конкретным проблемам реализации свободы совести.
Профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС Михаил Шахов в своем выступлении указал на отсутствие в законе определений понятий «участник религиозной группы» и «последователь религиозного объединения». Кроме того, он предложил усовершенствовать механизм создания религиозной группы и законодательно закрепить что именно считать моментом создания религиозной группы.
Анатолий Пчелинцев, адвокат, главный редактор журнала «Религия и право», также поддержал идею учреждения поста омбудсмена по свободе совести и введение квалификационных требований к экспертам, предоставляющим экспертные заключения как в уголовном процессе, так и при проведении государственной религиоведческой экспертизы. Пчелинцев не смог не затронуть наличие противоречия в практике применения законодательства о нецелевом использовании помещений: по его мнению, использование частного дома для богослужений ничем юридически не отличается от использования государственных зданий и земельных участков на которых, например расположены многочисленные часовни для проведения богослужений (Мосгорсуд, Минестерство внутренних дел и др.).
Весьма содержательным было выступление профессора, доктора юридических наук Льва Симкина, посвященное проблемам реализации права на свободу вероисповедания иностранными гражданами, законно находящимися на территории Российской Федерации. Симкин привел несколько действительно вопиющих примеров из судебной практики исходя из которых, можно сделать вывод о том, что правоприменители считают, что прибывшие в страну как студенты, иностранные граждане должны только учится, оставив свои религиозные убеждения и право не только их исповедовать, но и распространять где-то на границе с Россией. Подобная трактовка замечена даже при наличии гуманитарных виз, с заявленной целью - «религиозные дела».
Сергей Чугунов, адвокат СПЦ, обратил внимание слушателей на проблему земельного законодательства и реализацию в его контектсе свободы совести. Ранее, Конституционный суд РФ 8 октября рассмотрел дело о «домовых церквях», поводом к чему стала жалоба жительницы Ростовской области. Ее оштрафовали за то, что она пускала на четыре часа в неделю в собственный дом религиозную организацию для проведения богослужений. Решение высокого суда по данному вопросу еще не оглашено.
Острую дискуссию вызвало выступление Константина Бендаса, президента Фонда поддержки христианской науки, культуры и образования, посвященное проблемам взаимодействия религиозных конфессий с ФСИН в части духовного окормления лиц, отбывающих наказание. Некоторые конфессии, в частности протестанты, уже многие годы безрезультатно пытаются заключить соглашения о взаимном сотрудничестве централизованных религиозных организаций с ФСИН, получая «отписки» о нецелесообразности такого сотрудничества. Подобная практика ФСИН стала поводом обращения одного из протестантских союзов с административным иском в суд.
Заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС, Вероника Кравчук напомнила об успешном опыте президентской академии в повышении квалификации чиновников и представителей конфессий. По ее мнению, необходимо продолжать религиоведческую подготовку сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих, поскольку полученные в результате специализированные знания помогут избавиться от имеющихся проблем как в реализации свободы вероисповедания так и в целом в сфере государственно-конфессиональных отношений.
Адвокат Станислав Кулов в своем выступлении указал на наличие правовых лакун в организации контроля за деятельностью духовных образовательных организаций. Совершенно очевидно, что недопустимо использование общего подхода к проверке духовных образовательных учреждений. Важно, во-первых помнить о наличии конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, во-вторых при проведений проверочных мероприятий необходимо привлекать специалистов обладающих религиоведческими знаниями. Кулов предложил создать консультативный совет при Рособрназоре с привлечением экспертов от конфессий, что по его мнению позволит качественно улучшить контроль за деятельностью духовных образовательных организаций.
От выступлений экспертов участники заседания перешли к дискуссии.
Сергей Ряховский, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) выступил к несвойственной ему ранее манере, чем вызвал удивление члена СПЧ Николая Сванидзе, отметившего что выступления Ряховского всегда были сдержаны, а острые углы сглажены, в ответ на вопрос «Неужели все стало так плохо?», Ряховский ответил: «У меня сейчас запах Советского Союза», - сказал он. И прокомментировал: «Ощущение такое, что государство намекает: вам здесь не место». Ряховский жаловался и на отзыв лицензий у евангельских семинарий, и что этим протестантов поддалкивают к тому, чтобы посылать будущих пасторов учиться в западные духовные семинарии. Епископ РОСХВЕ отметил, что отношение к протестантам заметно ухудшилось за последнее время, «даже в Конституционном суде протестантов называют сектантами, дальше некуда…». Сергей Ряховский еще раз заявил о необходимости принятия концепции (стратегии) государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, по его мнению, ее принятие поможет все расставить на свои места.
Муфтий Альбир Крганов, поблагодарил коллег-юристов за упоминание проблемы экспертизы религиозных текстов и предложил создать некий центр для проведения подобных экспертиз. Он поддержал бывшего коллегу по Общественной палате РФ - Ряховского в необходимости утверждения государственно-конфессиональной стратегии. Крганов, также сообщил, что проблема с «нецелевым использованием» земельных участков актуальна также и для мусульманских общин России, поскольку нельзя на сегодняшний день уверенно констатировать реализацию принципа равенства в выделении земли под культовое строительство.
Представитель Росреестра отмечал, что их ведомство при вынесении решений не руководствуется никакими религиозными соображениями. Подобное заявление вызвало шквал комментариев и вопросов представителю ведомства. Юристы пояснили, что разные законы создают явную коллизию (например, жилой дом, в котором совершается богослужение, может находиться в собственности религиозной организации, но при этом организация не может менять вид использования земли; или, например, если владелец дома, в котором совершается богослужение, не заключает договор с религиозной организацией, у него не будет проблем с властями, но тогда будут проблемы у организации; или, скажем, если верующие собираются на молитву в частном доме и на нем нет вывески с названием организации, это будет нарушением закона о миссионерстве, а если есть – то нарушения другого закона, потому что в этом случае должен быть и договор владельца с религиозной организацией, а, значит, и следующие за этим обвинения в нецелевом использовании здания).
Член СПЧ, Илья Шаблинский, заметил, что при лишении представителей Церкви Божией Матери «Державная» («богородичников») храма, местная администрация запрашивала мнение православного епископа, получив от последнего ответ об экстремистском характере организации.
Василий Ничик, руководитель отдела Общественных связей и религиозной свободы Церкви христиан Адвентистов седьмого дня, убежден что добиваться улучшения ситуации в религиозной сфере необходимо изменением действующего законодательства, именно это, по его мнению, поможет окончательно устранить проблемы. А путь конкретизации толкований может помочь только точечно и временно.
Александр Матвиенко, начальник управления воспитательной работы ФСИН, поддержал необходимость обучения чиновников основам религиоведения и прокомментировал проблемы с доступом священнослужителей в колонии. По его словам, такие встречи возможны «по запросам». Наталья Евдокимова и Константин Бендас не согласились с ним.
Наталья Евдокимова, член СПЧ, в своем заключительно выступлении отметила наличие фактически иерархии религий. Евдокимова обратилась к участникам заседания внести свой вклад в готовящуюся концепцию Национального плана по правам человека, отметив что обязательно необходимо включить в нее вопросы реализации свободы совести.
Председатель Российской ассоциации религиозной свободы Александр Кудрявцев, заканчивая дискуссию, повторил свои доводы о необходимости проведения пленума Верховного Суда РФ по свободе совести. А также поддержал ранее высказанные идеи по формулированию стратегии Российской Федерации в области государственно-конфессиональных отношениям. С ним согласился Председатель СПЧ Михаил Федотов.
Совместное заседание советов получилось достаточно содержательным, но его польза станет видна лишь тогда, когда подготовленные итоговые рекомендации оценит Президент РФ, согласится ли гарант Конституции с экспертами покажет время.