4 Июля 2019
Признание пыток в отношении Свидетелей Иеговы (организация запрещена Верховным судом РФ на территории России 20 апреля 2017 г.) со стороны правоохранительных органов может быть только политическим решением, также как и освобождение журналиста Ивана Голунова. В случае с иеговистами решение их судьбы во многом зависит от власти а также от консолидированного мнения правозащитников и представителей других религиозных объединений России, которые по идее должны поддерживать принципы свободы совести не только на территории Сирии.
Однако в том и проблема, что пока такая солидарная реакция на мучения верующих в российском обществе невозможна. Для властей все и так понятно - иеговисты признаны экстремистской организацией, поэтому с ними можно поступать и жестко. Для христиан или мусульман иеговисты, скорее, подозрительные и обособленные "сектанты", хотя рядовые верующие других религий уже начинают проявлять к ним жалось в регионах. С правозащитниками также все довольно парадоксально - если какие-нибудь каспаровцы на Западе уже готовы предъявлять "путинскому режиму" гонения на иеговистов, то внутри России даже самые либеральные деятели не стремятся защищать права "сектантов", но при этом готовы критиковать РПЦ (хотя их позиция в сфере свободы совести от мнения РПЦ не отличается).
В связи с этим, думаю, что признания пыток не последует. Государственная система, принявшая решение о ликвидации иеговистских организаций, но не запретившая их идеологию, попала в ловушку. Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова, видимо, пообщавшая с иеговистами живьем, уже заявила, что надо как-то пересмотреть определение экстремизма, на основании которого они были осуждены. Однако и здесь, скорее, не будет изменений. Дело в том, что даже после замечания Путина в ходе Совета по правам человека по поводу того, почему же пацифистов Свидетелей Иеговы включили в список экстремистских организаций? - ничего никто не сделал.
Самым перспективным будет рассмотрение дел СИ в ЕСПЧ - России присудят штраф, обяжут вернуть всю собственность, и лет через 10 Свидетелям Иеговы медленно начнут возвращать всю собственность назад.
Роман Лункин.