2 Марта 2019
Российский протестантизм многогранен и разнообразен, представляя самые разные течения. Когда произносят – «протестантская церковь», то, как правило, подразумевают в большей степени лютеранство, существующее в России со времен самого Лютера. Однако в настоящее время наиболее многочисленным движением является евангельское, состоящее из баптистов, евангельских христиан, адвентистов, пятидесятников, пресвитериан и т.д. Иван Проханов (1869-1935) стал первым не только религиозным, но и общественным и политическим деятелем новой российской христианской конфессии, выросшей на почве русской культуры. Для начала ХХ в. это было христианство, альтернативное официальной церкви, движение со своим пониманием свободы миссии, чтения и обсуждения Библии. В значительной степени евангельское христианство остается таким и сейчас.
Осмысление наследия И.С. Проханова и других евангельских проповедников стало темой международной научной конференции «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе», посвященной 200-летию формирования российского евангельского сообщества и 150-летию И. С. Проханова, который основал первые объединения евангельских христиан в России. Мероприятие состоялось 28 февраля 2019 года в Институте Европы РАН. Во время конференции была представлена выставка об Английской духовной миссии в Бурятии, которая в XIX в. осуществляла перевод и печатание Библии на старомонгольский язык, изучала географию, историю, этнографию и языкознание бурят. Миссия положила начало российскому монголоведению и британскому востоковедению. Исследуемые в настоящее время архивы Лондонского библейского общества содержат ценные сведения о Забайкалье. Организаторами конференции стали: Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН; Оргкомитет Празднования 150-летия И. С. Проханова; Международный Институт Изучения Евангельского Движения СНГ; Международный институт Ш. Петефи (Венгрия).
В отличие от истории Лютеранской церкви, евангельское наследие до сих пор остается неизвестным для российского общества, хотя у протестантов достаточно своих героев, в том числе и «новомучеников», которые пострадали от Советской власти. Иван Проханов является самой известной исторической фигурой, поскольку он был пионером во многих областях: первым налаживал отношения с депутатами Госдумы до 1917 года, первым основывал союзы и коммуны, был издателем и автором духовных песнопений, первым известным за пределами евангельского сообщества проповедником. Для многих он стал примером, но оказалось, что каждый по-своему воспринимает наследие И.С. Проханова.
Конференция привлекла представителей всех крупных протестантских союзов России. С приветствиями выступили Дмитрий Таранов, представитель Библейского центра ХВЕ "Слово Жизни", Борис Дикиджи, епископ Центрального региона Российской церкви ХВЕ, Алексей Пичугин, епископ Московского объединения евангельских христиан-баптистов, Александр Кузнецов, от Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ), Виталий Власенко, представитель Европейского евангельского альянса в России.
С докладами выступили Тиваненко А.В., кандидат исторических наук, сотрудник Института Ш. Петефи, Орехов П.В., Глобальный директор Открытого научного проекта "Международный Институт изучения Евангельского движения СНГ" (ОНП "МИИЕДС"), Вероника Язькова, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, известный баптистский историк Попов В.А., Колмынин В.И., член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики Бурятия, писатель-краевед, Филатов Сергей Борисович, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Ольга Шиманская. Старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, Зайцев Е.В., кандидат философских наук, доктор теологии («Адвентисты Седьмого дня в России: история, миссия, социальная роль», ЦХАСД), Зайченко А.С., кандидат экономических наук, Шмидт В.В. Директор центра религиоведческих и этнокультурных исследований и экспертизы, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС и другие.
Фигура Ивана Проханова, который строил масштабные планы о том, как переустроить Россию на демократических началах, а затем и советских, общаясь по преданию с Лениным, придает смелости нынешним пасторам и епископам. В выступлениях многих протестантов звучала мысль о том, что у церквей есть свое видение развития страны, и они вполне готовы стать влиятельной силой, но порой теряются. Евангелисты уходят только в дела милосердия перед лицом контроля миссионерской деятельности и других препятствий, которые стоят перед ними, как представителями «нетрадиционных конфессий» (хотя этот не соответствует исторической правде).
Как справедливо заметил баптистский историк Владимир Попов, у Ивана Проханова «было острое чутье и острое чувство времени». Это проявилось и в том, как он на совещании у А. Керенского в 1917 г. призывал к отделению церкви от государства и к свободе совести, и в создании кооперативного движения при большевиках, и в попытке построить Евангельск – город Солнца (проект был закрыт Сталиным и главным безбожником того времени - Емельяном Ярославским). По словам Попова, благодаря Проханову произошло закрепление отечественного протестантизма на карте России, а также произошла первая встреча русских протестантов-евангелистов и православным духовенством в рамках диалога, который налаживал Проханов.
Евангелические тенденции оказали большое влияние и на современное православие. Об этом в своем докладе говорил социолог Сергей Филатов. По его словам, в православной среде произошли мощные изменения по сравнению с 1990-ми годами, но они еще не отрефлексированы в рамках самой РПЦ. По существу в 1990-е православное сознание было полностью противоположно евангелическому духу, русский язык в богослужении отвергался как ересь, предание ставилось выше писания, социальное служение воспринималось как западная зараза, а к социальным активистам в епархиях относились как к чудакам. В 2010-е гг. что-то «сломалось» в сознании православных, социальное служение стало сферой, где больше всего развиваются веротерпимость, отношения с Западом, с другими российскими христианами, Церковь дает лучшие примеры социального служения, чем государство. Вплоть до 2010-х гг. бесспорными лидерами социального служения в России были именно протестантские церкви.
Вопрос о том, существует ли «острое чутье и острое чувство времени» у современных протестантских лидеров, пока остается открытым. Хотя во время конференции была окончательно подписана Прохановская декларация – свою подпись под ней, помимо других глав евангельских союзов, поставил специально для этого приехавший епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский.
Сам Иван Проханов в значительной степени остается мифологической фигурой для самих протестантов. О значительной части его наследия современным лидерам часто даже опасно вспоминать, а тем более воплощать в жизнь. Проханов основал политическую партию «Воскресение», призвавшую к построению демократии, то есть сейчас он вполне мог бы быть в оппозиции (в этом смысле Иван Сергеевич – прямая противоположность своего родственника писателя из газеты «Завтра» Александра Проханова). Проханов призвал к реформированию Православной церкви и поддерживал отношения с обновленцами (которых тогда поддержал Константинопольский патриархат). Проханов собирался на американские деньги, в том числе строить идеальный город на Алтае. Проханов первый стал жертвой манипуляций советской власти, его использовали как инструмент раскола евангелистов в 1920-е гг. Если у православных была Декларация 1927 года о сотрудничестве с советской властью митр. Сергия (Страгородского), то Иван Проханов стал главным протестантским «сергианцем» в преддверии сталинских репрессий. Страх перед своим прошлым и его здравой, а главное, нравственной христианской оценкой, это большая беда и комплекс всего российского общества.
Роман Лункин,
руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
Фото: Зоя Бардина, Вильям Шмидт.