10 Февраля 2019
6 февраля 2019 г. суд в Орле впервые вынес реальный, а не условный срок за исповедание веры в России Свидетелю Иеговы (СИ) и иностранному гражданину Денису Кристенсену. У судьи фактически не было выбора – датчанин не мог избежать тюрьмы. Это дело и сам приговор показывают в какую опасную ловушку попали правоохранительные органы и власть, которые увлеклись антирелигиозной кампанией против СИ и стремлением контролировать общество в целом. Оказалось, что давление на общество и некоммерческие организации прямо отражается и на религии, которая становится разменной монетой в политических спорах и элементом построения нового «патриотизма». В этом отношении многие постсоветские страны похожи – в Украине «игрушкой» в руках власти является создаваемая ей новая православная церковь, в Центральной Азии – противопоставление правильного и неправильного ислама, в России - движение СИ.
Однако в рамках российской политики преследование СИ основано на парадоксах. Кампания против СИ шла с 2009 года (со времен президентства Д. Медведева), но часть общества и политиков, как либеральных, так и консервативных, совсем не считало и не считает происходящее гонениями. Даже наоборот, избавление от СИ – это борьба с «сектами» и поддержка традиционных религий. Расчет власти оказался верным – обособленных от других конфессий и, с точки зрения христиан, искажающих Библию иеговистов почти никто не поддержал.
С 2012 г. после ужесточения законодательства об НКО и публичных акциях, а особенно после начала российско-украинского кризиса в 2014 г. кампания против СИ стала наполняться политическим смыслом. В рамках борьбы с западными шпионами стал естественным страх перед иеговистской централизованной структурой и ее американским происхождением, тем, что центр их управления находится в США. Одновременно в лице СИ был послан ясный сигнал всем активным религиозным меньшинствам – опасаться западной поддержки, особенно из США, не заниматься столь агрессивным миссионерством, как СИ, ограничить деятельность иностранных миссионеров. Адресатами этого сигнала стали, в основном, протестантские церкви (баптисты, евангелисты, пятидесятники, адвентисты), так как за прошедшие 30 лет они стали второй христианской конфессией после православия и переросли определение «меньшинства». Признать евангелистов экстремистами, как СИ, было бы невозможно в силу исповедания ими христианства и возможной более бурной реакции со стороны США. В 2016 г. специально для протестантов (исходя из судебной практики) был принят Закон Яровой, который ввел штрафы за миссионерскую деятельность в публичных местах и жилых помещениях.
Однако если протестантов-миссионеров штрафуют в рамках административных дел (более 600 дел с 2016 г. по стране), то в отношении СИ возбуждают уголовные дела. При этом, все происходит на законном основании. Постепенное признание литературы и объединений СИ как экстремистских (на основании того, что они считают себя "самыми истинными") привело к решению об их ликвидации. Приговор Денису Кристенсену трудно назвать неправосудным, поскольку он основывается на антиэкстремистском законодательстве и на решении Верховного суда РФ о признании организаций Свидетелей Иеговы экстремистскими. С точки зрения следствия (и видимо это будет отмечено в судебном решении), Кристенсен руководил деятельностью ранее запрещенной экстремистской организации.
Когда кампания против СИ стала набирать обороты и под следствием оказались сотни граждан России, власть стала посылать сигналы о смягчении отношения к иеговистам. На Совете по правам человека при президенте РФ в декабре 2018 г. Владимир Путин вдруг возмутился, что пацифистов СИ считают террористами (отвечая на вопрос о том, почему в списке экстремистских организаций сотни вполне безобидных объединений СИ, тогда ка надо бороться с реальными преступниками). Минюст РФ тогда же в своем ответе Европейскому суду по правам человека отметил, что лично исповедовать свою веру СИ вполне могут, даже если их организации запрещены (Европейский суд осудил кампанию против СИ и оштрафовал Россию почти на 80 млн евро за конфискацию их имущества).
В данном случае злую шутку с представителями власти сыграло незнание Конституции России и основных принципов свободе совести и убеждений. В ст.28 Конституции отмечается, что верующие имеют права исповедовать и распространять свои убеждения индивидуально или совместно. Но любое собрание СИ, чтение и распространение Библии в иеговистском переводе (книга признана экстремистской по надуманным причинам как искажающая традиционную Библию) подпадают под подозрение и под антиэкстремистское законодательство. Логика действий правоохранительных органов сделала из СИ – впервые с советского времени - пример чистого преследования за веру, так как иеговистов как законопослушных пацифистов не удалось обвинить по суду ни в чем другом. Возможно, СИ и не безгрешны, но их история показывает, что религиозная политика зашла в тупик, а российскому обществу все сложнее убеждать себя в том, что в такой европейской христианской стране, какой является Россия, есть особое отношение к вере и к религиозности.
Об авторе: Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
Английская версия статьи: Moscow Times, https://themoscowtimes.com/articles/Russias-crackdown-on-jehovahs-witnesses-hits-critical-milestone-op-ed-64427