23 Января 2019
Крещение — один из самых главных праздников для православных христиан, доля которых составляет большую часть населения России — 79%. К этому дню РАПСИ при участии экспертов изучило правовой контекст принятия родителями решения о вероисповедании детей и корректностью проведения религиозных обрядов над малолетними в отсутствии не только их согласия, но и осознания происходящего.
Отечественная Конституция определяет Россию как светское государство. Тем не менее нельзя говорить о том, что вопросы вероисповедания являются исключительно частным делом граждан, а религия находится в стороне от общественной жизни.
Тот факт, что политика нашей страны находится в тесной взаимосвязи с религией, наглядно иллюстрируют следующие обстоятельства: наличие в школьных программах предмета об основах религиозных культур, ежегодные трансляции масштабных богослужений по федеральным каналам с участием представителей разных ветвей власти, православный праздник Рождество является государственным.
В юридической терминологии общество граждан, добровольно собравшихся с целью совместного вероисповедания, называется религиозным объединением (РО), чем по сути является Русская православная церковь (РПЦ), и регулируется законом «О свободе совести и религиозных объединениях».
Закон запрещает «вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих» (статья 3). Кроме того, документ гарантирует право «свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения» (часть 1 статьи 3), а также закрепляет принцип невмешательства государства в воспитание детей родителями, в соответствии с их убеждениями и «с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания» (часть 2 статьи 4).
Алексей Михальчик, адвокат:
Следует понимать, что в отличие от вступления в партию или в иную организованную структуру с четким определением прав и обязанностей неофита любое религиозное течение в настоящее время, за исключением деструктивных культов, предполагает добровольность определения принадлежности на основе субъективных позиций: вера в загробную жизнь, мистическое восприятие мироустройства и т.д. Такая концепция позволяет прийти к выводу, что любые ритуалы, производимые родителями в отношении детей в религиозных целях, не накладывают на последних никаких юридических обязательств.
Безусловно, с рациональных позиций, большее понимание вызывают религиозные течения, которые требуют осознанного выбора при вступлении в свои ряды, но и другие практики, по моему мнению, не могут быть предметом осуждения при условии, что любому человеку, пересмотревшему свои взгляды, будет предоставлена свобода выбора.
Цель введения в законодательство данных норм понятна: они направлены на защиту прав и законных интересов детей, недопущение их вовлечения в деятельность псевдорелигиозных организаций и тоталитарных сект. Однако возникает вопрос, как определить волю несовершеннолетних, которые еще не могут понимать значение религиозных обрядов в силу своего возраста? И можно ли в таком случае рассматривать обращение детей в религию как нарушение их права на свободу вероисповедания, гарантированного статьей 28 Конституции РФ, а также статьей 14 Конвенции ООН о правах ребенка?
Татьяна Карасева, к.ю.н., адвокат:
Ребёнок, как правило, несамостоятелен в решении подобных вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому всё законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей. Малолетним, согласно статье 28 ГК РФ, является человек в возрасте до 14 лет. До этого возраста ребёнок считается недееспособным, он не в состоянии сознательно принимать решения и/или оценивать все их последствия, и поэтому за него отвечают родители или лица, их замещающие. Передача религии «по наследству» — вопрос прежде всего семейный, нежели формальный, юридический, и ответ на него так и останется выбором родителей, в том числе и при обращении малолетнего в религию.
На заре христианства отношение к крещению было совсем иным, чем в наши дни. Первые христиане готовились к этому обряду по несколько месяцев, а иногда и лет. За это время новообращенные должны были обучаться основам вероучения, а также практическим навыкам церковной жизни, молитве и исполнению заповедей. Кроме того, посредством столь длительной подготовки испытывалась вера человека, желающего стать членом церкви.
Практика предварительной подготовки – оглашения – всех желающих принять крещение утвердилась во II столетии новой эры и до VI века являлась обязательной. В этот период было достаточно распространено мнение о прощении всех прошлых грехов человека после принятия им крещения, поэтому многие старались креститься как можно позже. Со временем церковь начала активно бороться с этим явлением: уже в 124-м правиле Карфагенского Собора 397 года содержится анафема (отлучение от церкви – прим. ред.) в адрес отвергающих необходимость крещения младенцев.
Однако обычай крестить взрослых сохранялся еще длительное время. Многие известные религиозные деятели и богословы принимали крещение уже в сознательном возрасте: Блаженный Августин крестился в 33 года, Григорий Богослов - в 28 лет, Иоанн Златоуст – после 20 лет.
Любопытно изречение Иисуса Христа, которое приводится в Евангелие от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Слова Мессии говорят нам о том, что крещение невозможно без веры, которую человек обретает с годами.
Институт оглашения начинает быстро вытесняться практикой крещения младенцев уже во времена Византийской империи. В V веке большинство принимающих крещение составляют уже дети, однако крестят их в разном возрасте. Григорий Богослов писал: «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и, если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его».
За прошедшие столетия отношение к обряду крещения претерпело значительные изменения. В настоящее время оглашение является скорее формальной процедурой и имеет мало общего с приведенной выше историей.
Согласно социологическим исследованиям, с 1991 года число крещенных людей увеличилось в разы, а практика крещения младенцев приобрела поистине массовый характер.
Сейчас любой житель страны имеет право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения, а ограничение этого права допустимо только в целях защиты основ конституционного строя, а также прав и законных интересов граждан.
Однако ограничение религиозной свободы может иметь место и в иных случаях. Существует точка зрения, согласно которой наличие у родителей возможности определять вероисповедание малолетних детей, вытекающей из их обязанности заботиться о духовном и нравственном развитии детей, нарушает гарантированное Конституцией право ребенка свободно выбирать религиозные убеждения. Однако так ли это на самом деле? И стоит ли государству с целью защиты прав несовершеннолетних вмешаться в данную сферу?
Чтобы разобраться с данным вопросом, прежде всего, обратимся к Семейному кодексу РФ. Ведь именно этот документ накладывает на родителей обязанность заботиться о духовном и нравственном развитии своих детей. Выполнение данного долга – исключительная прерогатива родителей.
В свою очередь, государственные органы, исходя из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, не вправе вмешиваться в воспитание детей родителями, основанное на их убеждениях.
Сергей Чугунов, адвокат Славянского правового центра:
Согласно действующему законодательству, родители вправе воспитывать ребенка в соответствии со своими религиозными убеждениями. Считаю, что в данном случае корректнее говорить о воспитании, а не об определении вероисповедания ребенка. Потому что определение вероисповедания – это внутренний вопрос человека, на который он отвечает себе сам. Как и само право на свободу совести и вероисповедания относится, согласно российскому и международному законодательству, к праву, которое имеет «внутреннее» измерение и не должно ограничиваться извне.
Вышеуказанные положения отечественного законодательства основаны на целом ряде международных правовых актов. Так, часть 2 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что государство уважает право родителей обеспечивать такие образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям. Международный пакт о гражданских и политических правах также закрепляет обязанность государства уважать свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Следовательно, запрещая родителям обеспечивать религиозное воспитание ребенка, в том числе путем обращения его в религию, государство тем самым нарушит их законные права, которые гарантированы нормами, как российского законодательства, так и международного права.
Алексей Михальчик, адвокат:
С юридической точки зрения у ребенка, безусловно, есть право на выражение своего мнения по вопросам, которые его непосредственно касаются. В частности, об этом говорят положения статьи 57 Семейного кодекса РФ. Другое дело, что с практической точки зрения сложно сказать, что это мнение как-то реально учитывается, особенно при проведении каких-либо религиозных обрядов. На данный момент решение об обращении ребенка в какое-либо религиозное течение лежит исключительно на совести родителей. Возможно, стоит предусмотреть законодательный запрет на совершение ритуалов обращения в случае, если ребенок выражает свое категоричное несогласие.
Итак, можем ли мы рассматривать обращение малолетнего в религию как нарушение его прав, даже если его мнение не было учтено?
С одной стороны, причисление ребенка к определенной религии не налагает на него никаких юридических обязанностей. Ведь при достижении сознательного возраста он будет абсолютно свободен в выборе своих убеждений и сможет исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Точно также как присвоение ребенку имени, которое происходит по соглашению родителей, не может нарушать его право на выбор, поскольку при достижении совершеннолетия, он будет вправе изменить его.
Татьяна Карасева, к.ю.н., адвокат:
Отправление религиозных обрядов, с точки зрения законодателя, не может считаться нарушением права ребёнка на свободу вероисповедания, поскольку вопрос вероисповедания человек решает для себя сам и в любой момент может изменить своё решение независимо от проведения каких бы то ни было обрядов или ритуалов над ним. По сути, человек способен практически в любой момент изменить свои религиозные убеждения, но самостоятельный и осознанный выбор он сделает лишь тогда, когда повзрослеет и будет способен понимать смысл и значение соответствующих религиозных обрядов.
Таким образом, лицо, принявшее в младенчестве определённую веру, впоследствии будет вправе как отказаться от нее, так и перейти в другую религию. Воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них является основанием для привлечения к административной ответственности. В качестве санкции за данное правонарушение российский КоАП предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере до 30 тысяч рублей, а на должностных лиц — до 100 тысяч рублей.
Однако есть и другая точка зрения, согласно которой невозможность осознания малолетним совершаемого обряда и принятия для себя взвешенного решения можно воспринимать в юридическом смысле не как часть духовного воспитания, а принуждение со стороны родителей.
В таком случае не является ли это насильственным вступлением в РО? Статья 30 Конституции РФ отвечает на этот вопрос: «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:
Исходя из смысла пункта 5 статьи 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» наличие согласия самого ребенка является обязательным и наличие одного волеизъявления родителей будет недостаточно. Также, согласно вышеназванной статьи, запрещается не только вовлечение, но и обучение малолетних религии без их согласия. За нарушение данного закона предусмотрена уголовная, административная и иная ответственность в соответствии с законодательством РФ - статья 26 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).
При этом РПЦ, как самая крупная и влиятельная религиозная организация на территории нашей страны, не устанавливает минимального возраста, с которого можно проводить обряд по обращению в веру – крещение.
Священнослужители же в рекомендациях на просторах рунета придерживаются примерно одной концепции: чем раньше, тем лучше. «По моему опыту, чем старше ребенок, тем сложнее с ним справиться. Месяцев до двух малыши, как правило, еще спокойно посапывают на руках крестных. А потом начинаются проблемы: полугодовалые и более старшие детишки не очень-то хотят, чтобы с ними делал что-то чужой дяденька с бородой, да еще и в незнакомой обстановке!», – делился своим опытом священник Александр Зорин, клирик храма во имя Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Узкое (Москва).
Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:
Как было уже сказано ранее, приобщение ребенка к религии через обряды, таинства и так далее невозможно без согласия самого ребенка. Прежде чем начать приобщение, родители и священнослужители обязаны узнать мнение ребенка относительно того, хочет ли он этого приобщения, разъяснить ему основы и суть религиозного учения. В противном случае «походы из-под палки» будут являться вовлечением малолетнего в религиозное объединение и нарушением действующего законодательства, за которое предусмотрена ответственность (статья 26 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»).
Законодатель не дает нам четкого разъяснения, как в силу малого возраста ребенок должен дать свое волеизъявление. Но исходя из логики и практики, волеизъявление малолетнего выражается в его прямом согласии или прямом отказе, а также сопровождающим данное согласие или отказ поведением. Если ребенок всеми силами упирается от походов в религиозные образования, а также прямо или публично всем своим видом указывает на то, что у него нет желания присутствовать в данном религиозном учреждении или каком-либо ином религиозном учреждении, родители не должны настаивать на этом, проявлять силу в угоду своим субъективным желаниям, так как это является прямым нарушением закона.
Подобное мнение разделяют и священнослужители. Наглядный пример – история греческого священника (согласно исследованиям, свыше 90% граждан Греции – православные христиане – прим. ред.), отказавшегося крестить трехлетнюю девочку из-за ее капризного поведения, которое можно истолковать как несогласие на проведение обряда.
Разумеется, вопросы обращения в религию очень индивидуальны для каждого случая. Но если данная ситуация неоднозначна и с правовой точки зрения, не стоит ли законодателю предусмотреть определенный возраст, по достижении которого ребенок сможет выразить свое желание стать приверженцем определенной конфессии и после этого, с согласия родителей, вступить в РО?
Именно на такой порядок действий и вдохновляет Семейный кодекс, из которого следует: «ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы». Более того, при достижении ребенком 10-летнего возраста учет его мнения является обязательным.
Сергей Чугунов, адвокат Славянского правового центра:
Закон о свободе совести устанавливает совершеннолетие как условие того, что гражданин может выступить учредителем религиозной организации. Из возрастных ограничений на участие в деятельности религиозных организаций закон содержит лишь запрет на вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Малолетними у нас по закону считаются дети до 14 лет. Но эта норма на практике работает только как повод требовать, чтобы религиозные организации имели письменное согласие родителей при общении с малолетними, причем даже в тех случаях, когда родители сами являются членами этой религиозной организации.
Поэтому норма, как правило, никак не защищает детей при том, что и сама норма не без изъянов. В ней не указано, что согласие обязательно должно быть письменным, а также не говорится о том, оба ли родителя должны давать согласие. В любом случае подобное регулирование, а тем более введение дополнительных норм, считаю излишним, так как подобные вопросы должны решаться между родителями и между родителями и детьми. Если родители против участия ребенка в деятельности религиозной организации, они должны решить этот вопрос с ребенком. Если у родителей, раздельно проживающих, разное мнение по этому поводу, можно определить порядок осуществления родительских прав. Перекладывать это на религиозные организации не имеет никакого смысла, иначе при входе в культовые здания требования будут строже, чем при продаже спиртного – не только проверка паспорта, но и разрешающих документов от родителей.
Тем не менее некоторые религии все же оговаривают возраст, касающийся либо подготовки, либо непосредственно присоединения к конфессии. К примеру, зороастризм требует хорошего знания религиозных текстов и признания их истинными. Соответственно, для выполнения этих условий человек должен достичь сознательного возраста. Традиционно этим рубежом считается 15 лет (для людей, выросших в зороастрийских семьях – прим. ред.). Для людей, родители которых не исповедовали данную религию, порог вступления в РО увеличивается до 21 года.
РПЦ также не допускает совершения крещения над лицами без прохождения ими специальных огласительных бесед, на которых желающие присоединиться к православию изучают священное писание, а также основы христианской нравственности. В соответствии с утвержденным Священным Синодом РПЦ документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» оглашение предстоит пройти всем взрослым и детям старше 7 лет, желающим принять Таинство Крещения. При совершении крещения над младенцами и детьми младше указанной отметки соответствующую подготовку должны пройти как их родители, так и восприемники, то есть крестные.
Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:
Установление возрастного ограничения на приобретение права вступления в религиозные объединения невозможно, так как это будет нарушением конституционных прав и свобод несовершеннолетних на свободное вероисповедание. Свои убеждения, так или иначе, формируются у ребенка исходя из состава и поведения членов семьи, а также его окружения. Как правило, если семья и окружение верующие, то шанс того, что ребенок будет атеистом, либо приверженцем иной конфессии отличной от конфессии семьи и окружения, ничтожно низкий.
Следовательно, ребенок может уже в малом возрасте принять для себя ту или иную конфессию, руководствуясь полностью своими убеждениями. А то как эти убеждения были сформированы, вопрос уже другой.
Таким образом, каноническое право ограничивает религиозную свободу детей, которые не достигли возраста, позволяющего им самостоятельно изучать основы христианской религии в рамках подготовки к крещению.
Здесь уместно провести аналогию с гражданским правом, которое не допускает самостоятельное участие в гражданском обороте лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста (малолетних). Сделки от их имени совершаются родителями, либо иными законными представителями — усыновителями или опекунами.
Сергей Чугунов, адвокат Славянского правового центра:
Совершение определенных обрядов в отношении ребенка в ряде религий делает его последователем этой религии или конфессии. Но в конечном счете все будет зависеть от выбора самого ребенка, когда он сможет этот выбор сделать, придерживаться ли этой религии или нет. Как правило, совершение таких обрядов не означает, что ребенок вступает в какое-либо религиозное объединение. В соответствии со статьей 6 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные объединения — это добровольные объединения граждан. Конечно, родители могут принять решение о вступлении ребенка в какое-либо религиозное объединение, но только с соблюдением его интересов и прав. Но такое на практике встречается крайне редко.
Не стоит забывать, что принадлежность к той или иной религии, равно как и отсутствие таковой, не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Например, при приеме на работу потенциальному работнику не может быть отказано в трудоустройстве в связи с его религиозными убеждениями, поскольку такой отказ никак не связан с профессиональными навыками и деловыми качествами кандидата.
Подобные ограничения возможны только в тех странах, в которых одна из религий признается государственной. Так, в Российской империи целый ряд должностей гражданской и военной службы был недоступен для лиц неправославного вероисповедания. Более того, вплоть до 1905 года выход из православия считался уголовным преступлением («совращение из православия»), за которое вероотступнику грозило до 10 лет каторги.
Татьяна Карасева, к.ю.н., адвокат:
Что бы ни утверждали те или иные религии, человек не рождается верующим, и вера не является результатом проведения над человеком тех или иных ритуалов. Светское государство – коим, согласно статье 14 Конституции, является Российская Федерация, - устанавливает нормы о свободе вероисповедания и должно придерживаться именно такой точки зрения (что человек не является верующим с рождения), поскольку в противном случае ему бы пришлось определиться, с верой в какого бога рождается ребёнок, что фактически означало бы потерю статуса светского государства.
В заключении отметим, что право родителей определять вероисповедание ребенка нельзя рассматривать как дополнительную возможность для его вовлечения в деятельность тоталитарных сект и псевдорелигиозных организаций. В отечественном законодательстве имеются гарантии, направленные на недопущение вовлечения несовершеннолетних в деятельность сект и иных религиозных объединений, запрещенных на территории РФ. За подобное допущение, именуемое в правовом поле злоупотреблением, родители могут быть лишены своих прав (статья 67 Семейного кодекса России).
Подготовили Людмила Кленько, Никита Ширяев