О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Итоговый документ. Всероссийский форум «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации»

  версия для печатиотправить ссылку другу
10 Декабря 2018

16 и 17 октября в Общественной Палате РФ состоялся Всероссийский форум «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации» приуроченный к 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и 100-летию Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Организаторами мероприятия выступили Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации, Постоянная комиссия по культурным правам, образованию и науке Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Комиссия по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС), «Славянский правовой центр» (СПЦ).

В работе Форума приняли участие специалисты и эксперты, включенные в сферу религиозных гражданско-политических отношений, – представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, Минэкономразвития, Минтруда, Минкультуры, Минобразования, Минпросвещения и Рособрнадзора, Министерства юстиции, МВД, ФСБ, Генпрокуратуры, Следственного комитета, ФАДН, Общественной палаты РФ, религиозных и общественных организаций – юристы, адвокаты и правозащитники, религиоведы и отраслевые исследователи религии.

Участники форума отметили усилия государства по созданию комфортных условий деятельности религиозных объединений в стране и оказанию им помощи в решении актуальных вопросов. На форуме были рассмотрены основные вопросы правового регулирования и проблемы в области религиозной деятельности, развитие волонтерского движения среди верующих, вопросы реализации свободы совести в контексте антиэкстремистского законодательства, земельные и имущественные отношения религиозных объединений, экспертная деятельность в религиозной сфере, а так же взаимодействие религиозных организаций с органами власти и местного самоуправления. Были отмечены и сформулированы основные проблемы по этим темам, требующие дальнейшего решения.

По итогам Форума участники приняли следующий Итоговый документ, направленный на совершенствование государственно-религиозных отношений и усиление гарантий конституционной свободы совести и вероисповедания в нашей стране.

В области законодательства

1. Ряд положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не отвечает требованиям, предъявляемым к правовым нормам, а именно определенности, ясности, недвусмысленности и их согласованности в системе действующего правового регулирования, что влечет за собой противоречивую правоприменительную практику. Предлагается внести изменения в ряд положений закона, а именно:

· Уточнить понятие миссионерской деятельности с тем, чтобы разграничить миссионерскую деятельность религиозных объединений и распространение гражданами своих личных религиозных убеждений.

· Уточнить требования к маркировке литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, распространяемых религиозными организациями в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности.

· Регламентировать порядок создания религиозной группы, установив в законе момент и условия, при которых религиозная группа может считаться созданной.

2. Устранить имеющееся противоречие между пунктом 3.2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ и положениями Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» в части запрета на перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности.

3. Внести изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности":

  • Уточнить понятие «религиозное превосходство» как действий или призывов, направленных на умаление прав граждан по причине их принадлежности к определённой религии.
  • Уточнить понятие «экстремистской деятельности», как действий, связанных исключительно с применением насилия или призывами к его применению.
  • Исключить из федерального закона институт признания материалов экстремистскими, а также их включение в федеральный список экстремистских материалов.

4. Внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", кодифицировав законодательство, регламентирующее образовательную деятельность духовных образовательных организаций, а также установить, что духовные образовательные организации, созданные централизованными религиозными организациями, являются отдельным типом образовательных организаций.

5. Внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", установив, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда священнослужителей и иного религиозного персонала религиозных организаций.

6. В Государственной Думе Федерального собрания РФ находится на рассмотрении Проект Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", который предусматривает рискоориентированный подход при проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц. Законодательный акт предполагает, что проверяющим органам будет позволено оценивать риск неисполнения юридическими лицами требований законодательства, присваивая им класс опасности, в зависимости от которого будут определяться частота проведения проверок и порядок их проведения. Проект подготовлен без учета специфики и особенностей деятельности религиозных организаций. Рекомендовать отклонить законопроект в данном виде.

7. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей», органы государственной власти субъектов федерации относят места проведения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний к местам массового пребывания людей даже в том случае, если эти помещения наполняются людьми в установленном этим постановлением количестве только несколько раз в год. Рекомендовать внести в указанное постановление изменения с учетом деятельности специфики и особенностей деятельности религиозных организаций.

В области правоприменения

1. Обратиться в Верховный Суд РФ с предложением обобщить судебную практику по делам, связанным с реализацией конституционного права на свободу совести и деятельностью религиозных объединений. Рекомендовать при этом обратить особое внимание на судебную практику по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях:

· 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» - маркировка литературы и иных материалов; указание полного наименования религиозными организациями при осуществлении деятельности; миссионерская деятельность;

· 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» - использование земельных участков под зданиями и сооружениями, в которых разрешено беспрепятственное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

· 19.7 «Непредставление сведений (информации)» - в части привлечения к ответственности за не подачу уведомления о создании религиозной группы при осуществлении гражданами коллективного исповедания веры без создания религиозного объединения;

· 18.8 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации» - в части возможности реализации иностранными гражданами права на свободу вероисповедания вне зависимости от цели въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания.

2. В целях повышения квалификации, уровня специализированных знаний сотрудников МВД, Прокуратуры РФ, СК РФ.

· Просить Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ направить в регионы памятку, изданную Советом.

· Возобновить обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих на Кафедре государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС.

· Рекомендовать специализированным ВУЗам, осуществляющим подготовку кадров для правоохранительных органов включить в учебную программу курс «Юридическое религиоведение».

3. В целях обеспечения объективности и повышения уровня проведения религиоведческой экспертизы:

· Предложить Министерству юстиции РФ создать реестр экспертов-религиоведов, рекомендуемых для привлечения к проведению религиоведческой экспертизы, а также определить критерии включения в данный реестр.

· Создать механизм правовой защиты экспертов.

В области образовательной деятельности религиозных объединений

Необходимо создать Консультативный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам духовных образовательных организаций.

• Рекомендовать Рособрнадзору, при осуществлении проверок привлекать в качестве экспертов специалистов именно в области духовных образовательных организаций.

Иные вопросы государственно-религиозных отношений

1. Разработать и принять концепцию государственно-конфессиональных (религиозных) отношений на федеральном уровне.

2. Актуализировать взаимодействие с религиозными организациям по гармонизации государственно-религиозных отношений и, в частности, не перекладывая это взаимодействие на правоохранительные структуры.

3. Конкретизировать механизмы взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями на региональном уровне, в том числе по созданию советов по взаимодействию.

4. Развивать добровольчество (волонтерство), в частности:

· регламентировать деятельность реабилитационных центров.

· применять санитарные нормы (СанПИН) к мероприятиям, проводимым религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями (требования к базам отдыха, трапезным и т.п.).

· Рекомендовать чиновникам и СМИ использовать терминологию, содержащуюся в законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях, избегая использования уничижительных слов и понятий.


нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: