О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

«Национализация» церкви. Запад раскалывает православный мир

  версия для печатиотправить ссылку другу
«Национализация» церкви. Запад раскалывает православный мир
11 Сентября 2018
Об авторе: Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

Решение Константинопольского патриархата начать процесс предоставления автокефалии (независимости от Москвы) Украинской православной церкви вышло далеко за рамки внутрицерковных споров. Патриарх Варфоломей поддержал, таким образом, коллективный Запад в его противостоянии с Россией. Как отметил глава Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, гибридная война России с США получила еще одно измерение – религиозное. Украинские политики, требуя независимости церкви, поступали безответственно, но в рамках российско-украинского кризиса никто из политиков не думал об интересах православия. Последствия кризиса придется расхлебывать самой РПЦ и всем православным в Украине – всем, не взирая на юрисдикции.

Концепция "Единой Церкви" родилась естественно, по мере становления национального государства в Украине. О необходимости одной Церкви говорил президент Кучма, Ющенко уже был готов создать единую структуру, но Варфоломей, приехав в Киев в 2008 г., не был столь смелым, как сейчас и не стал благословлять "независимую от Москвы церковь". Янукович по умолчанию видел "единую церковь" только в УПЦ. А Порошенко, получается, видит "единую церковь" только в Киевском патриархате и в патриархе Филарете, который после 2014 г. стал популярен на волне противостояния России (и это не увеличило его паству). 

Украинские политики, начиная с 2014 г. использовали противоречия между церковными юрисдикциями для укрепления своей власти и усиления патриотической пропаганды, направленной против России. Вопрос о единой православной церкви призван, по мнению президента Порошенко и депутатов Верховной Рады, консолидировать общество и поднять национальное самосознание украинцев, но на деле несет в себе опасность новых церковных и политических разделений. Политики максимально отстранили сами церкви от решения их проблем, и сделали патриарха Варфоломея заложником своих интересов. И российско-украинский кризис стал почти идеальным полем для подобного рода провокаций.

В условиях провозглашения России страной-агрессором и выдвижения украинскими политиками на первый план одной церкви – Киевского патриархата – Константинопольскому патриархату также стало казаться, что большой частью украинской церкви (УПЦ) можно пожертвовать ради «национальной идеи». Сам Варфоломей после встречи с патриархом Кириллом в Стамбуле сделал заявление в стиле украинского президента, отметив, что Константинополь имеет право решать проблемы других церквей, вмешиваться в их жизнь, манипулировать церковной территорией иных патриархов, в данном случае Московского. Однако сам же Варфоломей признал, что он имеет дело только с тремя желающими независимости от Москвы: Порошенко, депутаты Рады и Киевский патриархат. Это значит, что несмотря на свои громкие и скандальные заявления о своей верховной власти над миром православия, Варфоломею некому давать томос о «единой церкви». Не существует согласия между разными церквями и единого обращения от них в Константинополь. 

Получается, что Варфоломей известен как деятель, которого широко принимают в западных либеральных кругах, но в Украине он де факто благословляет нарушение свободы совести, то есть вмешательство государства в дела религиозных организаций, дискриминацию одной конфессии по сравнению с другой. В лице Варфоломея западный мир и украинские политики взращивают в Украине религиозный национализм. 

Главная опасность нарастающего конфликта, которая слабо проговаривается в ходе дискуссий вокруг томоса о независимости, – это ослабление РПЦ и подчинение украинского православия чиновникам и враждебно настроенным по отношению ко всему российскому политикам. Мало того, что Московская патриархия лишится, возможно, значительной части духовенства и приходов, своего влияния в Украине, произойдет катастрофический разрыв между двумя странами. У российской стороны довольно мало чисто политических средств, чтобы повлиять на Варфоломея – через Турцию, на территории которой расположен центральный офис Константинопольского патриархата, через размен каких-либо интересов в западных странах. Но и эти средства лучше не использовать, так как светские чиновники и дипломаты могут предоставить, таким образом, лишние и фатальные аргументы в пользу того, что в УПЦ является «организацией с центром в стране-агрессоре». И тогда мечта главы Киевского патриархата Филарета стать лидером «единой церкви», а всех остальных объявить членами «РПЦ в Украине», сбудется.

Возможно, патриарх Варфоломей предпочтет виртуально благословить «независимую церковь Украины», не назвав никого конкретно. Это создаст еще более напряженные отношения с Москвой и обнадежит сторонников автокефалии в разных юрисдикциях, может быть, заставит их быть более агрессивными, но это будет наиболее мирным решением вопроса. Признание Константинополем в качестве своего рода «оператора» единой церкви в Украине Киевского патриархата и лично Филарета расколет Церкви, Москва в той или иной форме прервет общение с Вселенским патриархатом Варфоломея. Часть духовенства УПЦ сможет уйти в раскол в будущую «единую церковь», мотивируя это решением Варфоломея, вполне каноничного патриарха. При поддержке и давлении властей получивший в свои руки «каноническую» силу Киевский патриархат будет уже в массовом порядке раскалывать общины и перерегистрировать приходы, отбирая храмы у одних верующих и отдавая их другим. «Национальной церкви» украинские политики, скорее всего, пообещают любую силовую поддержку в переделе собственности. 

Решение признать автокефалию не только рассорит Москву и Вселенский патриархат, но и посеет смуту среди других православных церквей, расколет между собой другие патриархаты в зависимости от их отношения к деяниям Варфоломея. В целом ряде национальных церквей, таких как Сербская, есть свои "сепаратисты", желающие получить автокефалию. Хотя не стоит ожидать того, что другие патриархаты поддержат жесткие меры Москвы в отношении Константинополя.

Скорее всего, Варфоломей не предоставит автокефалию Украинскому православию в том виде, как этого хочет Киевский патриархат (для этого нужна реабилитация Филарета – он запрещен и лишен сана в РПЦ и УПЦ), а может быть и его отсутствие). Константинополь не может не осознавать и не боятся столь масштабного передела православного мира, который закончится если не разрывом, то всеправославной распрей почти всех церквей в мире. Во всех странах мира появятся «московские» и «греческие». Украинцы будут покидать приходы РПЦ в зарубежных странах, перетекая в свою «единую церковь».

Если западные политики и Константинопольский патриархат смогут праздновать победу в случае нового раскола в Украине, то украинцев ждет полоса межправославных конфликтов, совсем не похожая на «единую церковь». Критики РПЦ отмечают, что Москва будет изолирована в итоге раскола, что поднимут голову консерваторы-фундаменталисты-антиэкуменисты. Но украинские церкви ожидает «национализация» в худшем смысле этого слова – и так политизированный Киевский патриархат, сердце новой «единой церкви», вынужден будет более рьяно служить власти. Националисты-радикалы оккупируют «единую церковь», так как только с их помощью можно будет вернуть Киево-Печерскую лавру, раскалывать приходы и передавать церкви и т.д. От УПЦ митр. Онуфрия также отколется часть, но вот вопрос – захочет ли она в качестве нового патриарха Филарета или в знак протеста создаст еще одну «единую церковь». Большая часть приходов останется в УПЦ (их и так большинство – 12 тысяч). В соцопросах прихожане, далекие от междоусобиц духовенства, по-прежнему будут говорить, что «мы в единой УПЦ» или , «в Киевском патриархате», пока у них не будут отбирать храм. Если церковные дипломаты РПЦ смогут не обострять ситуацию в самой Украине и сами не пойдут на поводу у политиков как Варфоломей, то от полного разрыва с Москвой - даже в такой ситуации - УПЦ удержать удастся. Поскольку идея такой «единой церкви» будет дискредитирована политиками, конечно, не навсегда, а до нового кризиса в отношениях России и Украины или до их благополучного налаживания.



нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: