29 Мая 2018
24 мая 2018 г. в Институте Европы РАН состоялся международный семинар «Религиозно-общественная жизнь в российских регионах», приуроченный к выходу третьего тома «Энциклопедии современной религиозной жизни России». В семинаре приняли участие Сергей Филатов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта с российской стороны, Ксения Деннен, президент Кестонского института (Великобритания), под эгидой которого осуществляется проект, и участник и соавтор проекта Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. В ходе семинара также выступили главный научный сотрудник Института этнографии и антропологии РАН, доктор исторических наук Ирина Бабич, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Коваль и другие.
В рамках проекта с конца 1990-х гг. было издано десять книг, включая три тома «Энциклопедии современной религиозной жизни России». В первой половине 2000-х гг. были опубликованы две ключевые части первой волны проекта: четыре тома анализа вероучения и практики отдельных религиозных конфессий, религий и движений «Современная религиозная жизнь России: опыт систематического описания» (2003-2006) и три тома региональных исследований «Атлас современной религиозной жизни России» (2005-2009). Промежуточные итоги проекта были опубликованы в сборнике аналитических статей «Религия и российское многообразие» (2012). Первые два тома «Энциклопедии современной религиозной жизни России» доступны на сайте Кестонского института (том I, том II).
Статьи по религиозной жизни России регулярно публикуются в рамках Русского Ревью Кестонского института. (см. также репортаж Юлии Зайцевой на «Благовест-инфо»: «Резкий старт оздоровления» в РПЦ фиксируют социологи-религиоведы: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=78250).
Открывая семинар и презентацию книги, президент Кестонского института (Великобритания) Ксения Деннен отметила: «Я работаю с Сергеем Филатовым и Романом Лункиным с конца 1990-х годов – и наши многочисленные командировки на Крайний север, в Сибирь, на Дальний Восток, Алтай и, конечно же, во многие регионы центральной России стали для меня одним из самых впечатляющих событий в моей жизни. Нынешний рост напряжения в отношениях между востоком и западом подчеркивает необходимость сохранения стойкой, братской любви между всеми христианами вне зависимости от конфессиональных различий. У многих христиан в Великобритании – в том числе и у меня – множество дорогих и близких друзей в России. Мы на достаточно глубоком уровне познали Россию и поэтому не принимаем безоговорочно зачастую фальшивую информацию. Во всех моих командировках в Российскую Федерацию и при многочисленных встречах с христианами различных деноминаций, я неизменно встречалась с любовью, добротой и гостеприимством, за что благодарна от всей души».
История проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» насчитывает уже более 20 лет непрерывной работы по мониторингу религиозной жизни в общественно-политической жизни. Ксения Деннен затронула в своем выступлении некоторые вехи этой истории: «Мы познакомились с Сергеем Филатовым в Москве, в конце 1990-х, и я привезла в Англию предварительные материалы, которые впоследствии, отредактированные и исправленные, составили часть первого издания «Атласа современной религиозной жизни России». Я показала эти материалы канонику Майклу Бурдо, основателю и тогдашнему директору Кестон-института, который сразу же счел исследования чрезвычайно важными. Так началось сотрудничество Кестон-института с Сергеем Филатовым…. мы рассматриваем работу Сергея Филатова и его команды, как продолжение миссии Кестона в XXI веке».
Как было подчеркнуто в ходе презентации в 2014 и 2016 гг. вышло два тома второй волны региональных исследований. В 2018 году команда «Энциклопедии современной религиозной жизни России» выпустила третий том: Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. III / (колл. монография. М. ; СПб.: Летний сад, 2018. – 468 с.). Третий том посвящен следующим регионам: Курганская область, Курская область, Липецкая область, Магаданская область, республика Марий Эл, республика Мордовия, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область.
«Религиозно-общественная жизнь российских регионов» представляет анализ роли разных конфессий в общественной жизни, в социальном служении, во взаимодействии с государственной властью, в культуре, в молодежной миссии. Основные разделы посвящены Русской православной церкви, религиозной политике властей в регионах, старообрядчеству, католицизму, протестантским церквям, исламу (в субъектах РФ, где он играет большую роль). В новом издании авторы применили другие подходы к описанию религиозной жизни в целом, к изучению регионов, где теперь существует несколько епархий в рамках большой митрополии.
Социолог Сергей Филатов так описывает «Многоцветие волшебного сада российской духовности»: «Религия оказалась едва ли не самым сильным хранителем и выразителем региональных мировоззренческих различий и регионального сознания. В этом кратком очерке я проанализировал лишь самые общие различия религиозных особенностей регионов. В действительности весьма заметны различия в характере религиозности не только крупных территорий, но и субъектов Федерации и часто отдельных городов и районов. Религия становится питательной средой креативного разнообразия».
По словам Сергея Филатова, Русской православной церкви удалось совершить большой прорыв в социальной сфере, что особенно заметно в новых епархиях, которые были учреждены в регионах при патриархе Кирилле. Помимо этого, Церковь стала занимать беспрецедентную ранее независимую позицию по многим вопросам, в частности, по российско-украинскому кризису, выступать с критикой экономической программы правительства. Феномен молодого поколения духовенства также был отражен в новом издании Энциклопедии – священники уже не так боятся начальства, как раньше, внутрицерковная демократия развивается, несмотря ни на что.
Новым явлением стало значительное присутствие в обществе неправославных церквей – католиков и протестантов разных направлений. Как подчеркнул Роман Лункин, стремительно растет протестантская интеллигенция, власти учитывают социальное значение евангельских церквей, которые привлекают больше всего добровольцев в общественные проекты, они более сплоченные, более успешны в молодежной миссии, а их мировоззрение основано на консервативных семейных ценностях. По словам Романа Лункина, православные священники и молодежь на низовом уровне налаживают диалог, иногда неформальный и полутайный, с баптистами и пятидесятниками, обмениваются опытом по работе с подростками, по реабилитации нарко и алкозависимых и т.д. Христианские конфессии оказываются необходимой частью «русского мира», так как именно межконфессиональный диалог делает и православных частью мирового христианства. Протестанты и католики демонстрируют высокий уровень социальной ответственности и подготовки в этом направлении – в РПЦ активно используют многие программы и методики других конфессий. Вместе с тем, положение христианских конфессий в России оставляет желать лучшего – по большей части протестанты становятся жертвами Закона Яровой, их штрафуют за публичную проповедь и угрожают конфискацией Домов молитвы, католикам и лютеранам не возвращают исторические здания, хотя это предписано законом, и в случае с РПЦ закон работает. По существу представители власти создают новых мучеников за веру, которые займут такое же почетное место в российском обществе, как и те, кто страдал за веру в советские годы.