10 Апреля 2018
Руководитель юридического департамента РОСХВЕ Владимир Озолин прокомментировал данное Конституционным судом Российской Федерации толкование норм регулирующих миссионерскую деятельность:
«На днях коллеги из «Славянского правового центра» поделились хорошей новостью по одному из дел, в котором интересы лица, привлекаемого к административной ответственности представлял «Славянский правовой центр». По данному делу было получено Определение Конституционного суда об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Степанова С.Н. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 24.1, пунктом 2 статьи 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и частью 4 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях. Приведенные правовые нормы регулируют порядок осуществления миссионерской деятельности и устанавливают ответственность за его нарушение. Возникает вопрос: почему же тогда новость хорошая, раз жалобу не приняли? Рассмотрим все по порядку.
Во-первых, возрастает количество дел по «незаконной» миссионерской деятельности, которые рассматривают высшие судебные инстанции, как следствие, привлечение дополнительного внимания со стороны средств массовой информации, общественности, органов власти. Напомним, что в настоящее время своего рассмотрения в Верховном суде РФ ожидают несколько жалоб, поданных юристами РОСХВЕ, в том числе по вопросу размещения информации о полном наименовании религиозной организации при осуществлении деятельности.
Во-вторых, на уровне судебной системы проясняется картина и формируется практика, как все же осуществлять миссионерскую деятельность, чтобы не нарушить закон. Мы не раз говорили об этом, и особо важно, что с нашей позицией соглашаются вышестоящие суды.
В-третьих, принятие подобных определений позволяет нам обратиться в суд с требованием о пересмотре ранее вынесенных решений, согласно которым религиозные объединения или отдельно взятые граждане подверглись административным штрафам за благовестие на улице. Первые жалобы по данному основанию будут направлены в ближайшее время в Верховный суд РФ по так называемому делу «башкирских бабушек», которые, не имея умысла на осуществление миссионерской деятельности, раздавали на улице в городе Стерлитамаке религиозную литературу.
При подаче жалобы в Конституционный суд РФ юристами правильно было отмечено, что нормы закона в настоящее время не позволяют установить различие между миссионерской деятельностью и действиями граждан по реализации конституционного права на свободу вероисповедания в форме распространения своих религиозных убеждений, а также содержат правовую неопределенность в вопросе о том, какая деятельность признается направленной на распространение информации о вероучении религиозного объединения; позволяют привлекать к административной ответственности за реализацию конституционного права на свободу вероисповедания в форме распространения своих религиозных убеждений как за осуществление миссионерской деятельности с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, тем самым допуская такие ограничения свободы совести, которые не являются необходимыми в демократическом обществе; устанавливают административное наказание, несоразмерное защищаемым общественным интересам. Как распространено в подобных случаях, Определение Конституционного суда РФ не включило в себя полностью все ответы на интересующие вопросы, однако, кое-что важное мы отметим.
Под миссионерской деятельностью религиозного объединения применительно к отношениям, регулируемым Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», понимается деятельность, которая, во-первых, осуществляется особым кругом лиц (религиозное объединение, его участники, иные граждане и юридические лица), во-вторых, направлена на распространение информации о своем вероучении (его религиозных постулатах) среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в-третьих, имеют целью вовлечение названных лиц в состав (участников, последователей) религиозного объединения посредством обращения к их сознанию, воле, чувствам, в том числе путем раскрытия лицом, осуществляющим миссионерскую деятельность, собственных религиозных воззрений и убеждений. Системообразующим признаком миссионерской деятельности при этом является именно распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, которые не будучи его последователями, вовлекаются в их число, в том числе в качестве участников конкретных религиозных объединений.
Иными словами, распространение религиозным объединением, его участниками, другими лицами вовне информации о деятельности данного религиозного объединения, проводимых им мероприятиях, включая богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, подпадает под определение миссионерской деятельности как таковой, только если содержит названный системообразующий признак: при его наличии установление факта осуществления религиозным объединением, его участниками, иными лицами миссионерской деятельности на законных основаниях требует, помимо решения иных вопросов, выявления всех признаков миссионерской деятельности, указанных в пункте 1 статьи 24.1 и пункте 2 статьи 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а его отсутствие в осуществляемой в области вероисповедных отношений деятельности свидетельствует о том, что такая деятельность не может квалифицироваться как миссионерская в смысле названного федерального закона, а потому она, даже если и совершается с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.26 КоАП России.
Руководитель юридического департамента РОСХВЕ,
Владимир Озолин.
Источник: www.cef.ru