5 Апреля 2018
5 апреля 2018 г. В Славянском правовом центре состоялся круглый стол, посвященный обвинениям в нецелевом использовании земельных участков религиозными объединениями. В дискуссии приняли участие юристы ведущих религиозных организаций.
Как отметил ведущий круглого стола, член Совета по правам человека при президенте РФ адвокат Владимир Ряховский, вслед за делами о незаконной миссионерской деятельности по «Закону Яровой» в десятках российских регионах появилась новая категория дел. Органы власти предъявляют верующим и религиозным организациям претензии в якобы нецелевом использовании земельных участков, на которых жилой дом, по мнению представителей власти, по существу является «культовым зданием». По мнению Владимира Ряховского, это является своего рода «уловкой», так как судебных дел против собственников жилого помещения за его использование для религиозных нужд нет. Это противоречило бы Закону о свободе совести, где в ст. 16 сказано о том, что богослужения могут беспрепятственно проводиться также и в жилых помещениях. Каждое религиозное объединение само вправе определять, что является в рамках ее вероучения и других внутренних установлений - обрядом или церемонией, богослужением. Проверяющие органы иногда добиваются сноса жилых зданий, используемых в качестве Дома молитвы, но основанием для этого являются неоформленные документы, в результате дом рассматривается как самовольная постройка (в марте, таким образом, был снесен Дом молитвы пятидесятников в Новороссийске, подобное дело есть в Абинске).
Ошибочной, по мнению адвоката Владимира Ряховского, является юридическая позиция, согласно которой заключается гражданско-правовые договоры между собственником жилого дома и религиозной организацией. По словам адвоката, сам по себе факт заключения такого договора является изменением целевого использования жилого помещения. Наличие таблички с обозначением организации или Дома молитвы определенного исповедания также граничит с нецелевым использованием того или иного жилого дома. Никакого договора не должно быть, поскольку организация не может быть размещена в жилом помещении без изменения его назначения. Кроме того, жилой дом также не надо обозначать как «Дом молитвы», так как закон и так гарантирует возможность проведения богослужений в жилых домах. Единственное, что может быть – это приглашение от хозяина дома для верующих с тем, чтобы они провели у него богослужение.
Судебная практика в разных регионах показывает, что чиновники часто сами загоняют религиозные организации в трудное положение. В Ростовской области, к примеру, претензии по поводу использования земли и жилых домов органы власти предъявили адвентистам, баптистам, пятидесятникам, Армии Спасения. В Туле возбуждены дела уже против трех религиозных общин протестантского направления. В одном из регионов баптистов оштрафовали по Закону Яровой за отсутствие указания ИНН на табличке с полным наименованием организации на Доме молитвы. Во время проверок органы юстиции сами требуют, чтобы религиозные организации заключали гражданско-правовой договор, иногда без этого не регистрируют организацию, хотя это незаконно. Представителей церквей вызывают в Центры МВД по борьбе с экстремизмом.
Представители власти еще в конце 1990-х годов – в 2000-е годы советовали верующим собираться в жилых домах, как в советское время. Религиозные организации обращались в администрации с просьбами о выделении земельных участков под строительство домов молитвы, но получали отказы. Использование жилых домов, оформленных на верующих, оказалось неизбежным выходом для сотен церквей, когда землю именно под храм им не дают, и жилой дом переоформить для религиозного назначения также невозможно.
В адрес Совета по правам человека при президенте РФ поступают многочисленные обращения от церквей и верующих по этой проблеме. Как подчеркивает адвокат Владимир Ряховский, Совет обязательно займётся обращениями по этой острой для религиозных общин теме.