27 Марта 2018
Представители органов власти в Туле собираются сносить уже второй протестантский Дом молитвы. С 2017 года различные инспекции выносят предписания по поводу нецелевого использования земельного участка Дома молитвы в Туле, в котором евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), которые советского времени отказываются от регистрации, собираются уже 26 лет. Баптистам грозит конфискация земельного участка и разрушение дома, который юридически является частным жилым зданием. Земельная инспекция дала баптистской общине срок до июня 2018 года, а затем по суду верующие будут лишены своего здания.
Почти по аналогичной схеме власти намереваются снести Дом молитвы тульской Церкви евангельских христиан «Святая Троица» (входит во Всероссийское содружество евангельских христиан – ВСЕХ). 3 августа 2017 года первая инстанция - Привокзальный районный суд г. Тулы отказался удовлетворить исковые требования городской администрации о сносе жилого дома. Однако администрация г. Тулы подала апелляционную жалобу на это решение. 22 марта 2018 года Тульский областной суд отменил решение районного суда, решив, что Дом молитвы будет снесен. Церковь обжаловала решение областного суда и надеется хотя бы на отсрочку в исполнении решения.
Районный суд рассматривал гражданский иск администрации г. Тулы к пастору церкви «Святая Троица» Вениамину Андриевскому о признании объекта капитального строительства самовольным строением. В администрацию ранее обратилась инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору, которая сообщила о нарушении законодательства. По мнению районного суда, жилой дом, который использовался как Дом молитвы, был построен Андриевским в 2013 году без получения необходимых разрешений, но никакой угрозы окружающим, судя по проведенным экспертизам, он не создает. Однако областной суд решил иначе.
Земельный участок в Туле был приобретен в 1995 году. По словам пастора Вениамина Андриевского, на нем стоял маленький домик. Новый дом по своим размерам не превышает старый, но в нем три этажа, а внутри сделан зал для богослужений. Поскольку церковь отчаялась получить разрешение на строительство именно Дома молитвы, то был построен жилой дом который община хотела зарегистрировать в качестве частного жилого здания, а затем уже как Дом молитвы. В 2014-2016 гг. пастор Вениамин Андриевский получил три отказа на свое обращение по поводу введения дома в эксплуатацию и его регистрацию. Чиновники отвечали, что дом слишком большой и что он не похож на жилой. Кроме того, в нем проводятся богослужения, хотя по закону это не является нарушением. Затем из Росреестра пастору стали приходить предписания с требованием зарегистрировать здание в качестве административного нежилого. Однако экспертиза показала, что этот дом используется как жилой. После этого инспекция заявила о нецелевом использовании земельного участка и городские власти подали в суд.
Церковь, как подчеркивает пастор, хотела бы зарегистрировать свое здание как Дом молитвы. По существу общине не давали ничего сделать с домом, где верующие проводили богослужения. В эксплуатацию жилой дом дать не могли, а в качестве церкви его построить было нельзя в принципе. По словам пастора, в Туле в целом подозрительное отношение к протестантским церквям.
То, что евангельские верующие (члены протестантских церквей) вынуждены проводить богослужения в жилых помещениях, происходит не от хорошей жизни. Хотя и в этом нет ничего противозаконного, подчеркивает адвокат, доктор юридических наук, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. П.2 ст.16 Закона о свободе совести разрешает беспрепятственно проводить богослужения и религиозные обряды гражданами и религиозными группами в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях. Как правило, отмечает Пчелинцев, евангельским церквям не выделяют землю под строительство культовых зданий, часто официально под Дом молитвы невозможно даже купить землю. Такого рода правом во многих регионах страны обладает фактически только Русская православная церковь – для этой организации разрабатываются проекты по строительству храмов «шаговой доступности», другие же конфессии дискриминируются.
Конфискация дома, где проводятся молитвы, - это радикальная мера, что, по мнению Анатолия Пчелинцева. В стране масса жилых домов, не введенных в эксплуатацию, но власти, как правило, не спешат разрушать постройки. А в данном случае представители церкви долгие годы пытались узаконить существование своего Дома молитвы разными способами, но безуспешно. Чиновники «бегут впереди паровоза», применяя жесткие меры к так называемым «нетрадиционным» христианским церквям. По словам Пчелинцева, свобода совести для России важна, как никогда, так как религиозная свобода напрямую соотносится с экономическим процветанием в стране, а попытка установить единую идеологию, как коммунистическую в советское время, приведет к краху.
Роман Лункин.