О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Муфтий единства. Мусульмане предлагают свое видение глобализации

  версия для печатиотправить ссылку другу
Муфтий единства. Мусульмане предлагают свое видение глобализации
19 Ноября 2017
Перед российскими мусульманами стоит целый ряд проблем – от внутренней разобщенности до более широкой проблемы выживания в условиях секуляризации и глобализации. В рамках многообразной исламской уммы России существует угроза размывания традиционного ислама так, как его понимают на региональном уровне. Обеспокоенность этими вопросами была сполна выражена 15-16 ноября в столице Дагестана Махачкале во время форума «Возрождение традиционного духовного наследия российских мусульман: проблемы сохранения мусульманской идентичности в условиях мировой глобализации».

Основными организаторами конференции стали Духовное управление мусульман Дагестана, Комитет по свободе совести и взаимодействию с религиозными объединениями Дагестана, а также Духовное собрание мусульман России и лично муфтий Альбир-хазрат Крганов. В рамках конференции на восьми различных площадках состоялись секции, посвящённые таким темам, как «Канонические основы духовных традиций российских мусульман. Наследие Саида Афанди аль Чиркави и ишан-хазрата Зайнуллы Расулева, их роль в сохранении традиционного учения Ислама», «Актуальные проблемы теологического образования», «Межконфессиональный диалог», «Ислам через призму научной психологии», «Женщина в Исламе. Мусульманская семья. Дети», «Современный проповедник», «Международные и межэтнические аспекты глобализации», «Адат, шариат и российское законодательство». На пленарном заседании, помио гостей республики, выступили врио Главы РД Владимир Васильев и муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди. Из мусульманских просветителей общероссийского масштаба на конференции присутствовал Рафик Мухаметшин - профессор, действительный член (академик) Академии наук Республики Татарстан, ректор Болгарской исламской академии. От РПЦ был иеромонах Иоанн (Анисимов), секретарь Махачкалинской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Казанская». В целом данный форум был представительным в смысле присутствия на нем муфтиев духовных управлений из разных регионов, в том числе, к примеру, и из Республики Крым.

Безусловно, все секции конференции были по-своему интересны. Однако автор был модератором секции «Современный проповедник», в ходе которой выступали имамы, а слушали – студенты Дагестанского исламского университета. Одним из основных призывов ученых, чиновников и самих имамов к проповедникам был призыв выступать открыто и защищать основы ислама в любых условиях и аудиториях. Зампредседателя Комитета по свободе совести Дагестана Расул Гаджиев рассказал о большом опыте республики в выстраивании отношений с муфтиятом, отслеживании того, как и где лидеры общины получают образование, о том, насколько эффективно наличие системы чиновников, ответственных за отношения с религиозными объединениями на уровне районов. Чиновники при этом действуют в согласовании с представителями Духовного управления мусульман на местах и с директорами школ (хотя ранее школы с подозрением относились к сотрудничеству с муфтиятом, так как формально школа отделена от религии). Среди ярких выступлений стоит отметить имама Джума-мечети Каспийска Абдуллахаджи Хидирбекова, заммуфтия ДУМ Тюменской области искандера Юсупова, имама Чародинского района Ахмада Абдурашидова, помощника ректора инсититута им. Саида Афанди Ахмеда Джамалутдинова, а также представителя Правительства Москвы Антона Игнатенко.

Оказалось, что перед имамами обычных мечетей часто стоят такие же проблемы, как и перед православными священниками или протестантскими пасторами – как заинтересовать молодежь, как работать в социальных сетях, как научить миссионеров избегать пропагандистских штампов и разговаривать с разными людьми на их языке. По словам Ахмада Абдурашидова, проповедник должен уметь сказать и о самых острых политических вопросах, а не избегать их, поскольку вакуум будет сразу заполнен другими – тогда подросткам свою трактовку самых актуальных событий изложат экстремисты с псевдорелигиозными идеями.

В своей резолюции участники секции «Современный проповедник» предложили следующие рекомендации:
1.Сохранять целостность духовно-нравственного пространства России в многообразии различных национальных, религиозных и культурных традиций.
2.Уделять особое внимание духовному воспитанию и системе исламского образования молодежи, усовершенствованию нравов подрастающего поколения. Это фундамент будущего здорового и процветающего общества в России.
3.Оказывать всемерную поддержку формированию российской богословской школы, которая бы готовила религиозных деятелей. Поскольку проповедник – это визитная карточка, по которой общество судит о религии. На проповеднике лежит огромная ответственность.
4.Поддерживать развитие диалога между религиозными деятелями разных религий и направлений, так как именно диалог – один из главных факторов сохранения межрелигиозной гармонии и противодействия псевдорелигиозному экстремизму, а значит складывания общественной солидарности в российском обществе.
5.Решить новые задачи по продвижению знаний о религиозных традициях в обществе, в особенности, среди молодежи: задействовать студентов религиозных вузов в просветительских проектах в общеобразовательных учреждениях, активизировать работу в социальных сетях под патронатом духовных наставников, наладить сотрудничество с органами власти и другими религиозными объединениями в рамках социального служения.
6.Наладить межрегиональное сотрудничество между духовными управлениями с тем, чтобы, к примеру, в Москве с выходцами из Дагестана совместно работали действующие в столице религиозные организации и ДУМ Дагестана (предложение возникло после выступления одного из имамов, который отметил, что молодые люди, приезжающие в столицу из республики, не понимают проповедь по-татарски в мечетях, и попадают в лапы экстремистов).
7.Проанализировать и учесть на федеральном уровне опыт государственно-конфессионального взаимодействия Дагестана и Москвы, как один из самых успешных примеров партнерства государства и религиозных объединений.

К единству, но по-разному, призывали все основные участники конференции. Врио главы Дагестана Владимир Васильев просил понимания и поддержки в связи с непопулярными мерами по налаживаю порядка в Дагестане. Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди подчеркнул, что «проблему экстремизма и терроризма невозможно решить только силовыми методами. Это можно и нужно решать с помощью диалога, который может дать положительный результат».

Муфтий Москвы и Духовного собрания мусульман России и член Общественной палаты РФ Альбир Крганов призвал бороться «за сохранение нашей религиозной, национальной и гражданской идентичности. И здесь нужны общие усилия, согласованные действия органов власти, религиозных и общественных организаций, ученых, экспертов и всех заинтересованных людей». Помимо этого, Альбир-хазрат Крганов выразил вполне естественную мысль о том, что вместе со всей страной мусульмане России должны иметь видение стратегических перспектив своего развития и выступил с инициативой разработать и принять документ под названием «Стратегия развития ислама и религиозных исламских организаций в России до 2030 года». 

По мнению муфтия, существует новая реальность, которую нельзя не учитывать, так как «в условиях глобализации обществу агрессивно навязываются чуждые ценности и образцы поведения, элементы образа жизни». Насколько этот призыв вместе увидеть новую реальность, в которой на самом деле живут все религиозные лидеры и общины, будет услышан – зависит не только от муфтия Альбир-хазрата Крганова, но и от того, как диалог понимают другие муфтии и насколько широко к этому диалогу привлекают ученых и общественность.

Роман Лункин.



нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: