30 Октября 2017
Итак, расследование уголовного дела в отношении Андрея Попова («бога Кузи») и его последователей подошло к завершению. В ближайшие дни дело будет передано прокурору г. Москвы для утверждения обвинительного заключения. В последующем, если прокурор не выявит нарушений закона, дело будет направлено в суд для его рассмотрения по существу.
Оговорюсь сразу, мне А.Ю. Попов не симпатичен, хотя с учетом всех мытарств и страданий, выпавших на долю этого человека в последние два года – а это содержание в следственном изоляторе «Бутырка», его по-человечески жаль. Все-таки инвалид по зрению с детства, он едва-едва видит свет и нуждается в постоянной посторонней помощи. Но еще большее сострадание у меня вызывают три уже немолодые женщины, которые глубоко поверили в «прозорливого старца - отца Романа», как его часто называли и пошли за ним. Эти женщины, являлись практикующими прихожанками московских храмов, и попадись им на пути другой духовный наставник, то и жизнь у них сложилась бы совсем иначе. Беда в том, что никто не застрахован от таких «Кузей», которые регулярно появляются на духовной ниве в разных регионах страны, будь то священники-младостарцы, в абсолютную зависимость от которых попадают верующие люди или пензенский «закопанец» Кузнецов с его шизоидальными идеями. Принципиальной разницы между такими «духовными» вождями нет, они искажают православное вероучение порой до неузнаваемости и делают поверивших в них людей духовно зависимыми рабами. Прививкой от этого может быть только своевременная, объективная и доступная информация о подобных религиозных общинах и их лидерах. Однако вправе ли государство наказывать людей за их веру, даже если с нашей точки зрения она неправильная?
В нашем случае, как я уже сказал, верующие искренне поверили Попову, который утверждал, что тайно рукоположен в священнический сан одним их высокопоставленных иерархов Русской православной церкви. Теоретически такое было возможно (в замечательном рассказе «Августин» епископ Тихон (Шевкунов) пишет об этом, но то было в тяжелый для Церкви советский период), а вот было ли это на самом деле, достоверных доказательств тому нет. В разное время Попов допускался и нес службу в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Солнечногорском районе Московской области, в храме Вознесения Господня на Гороховом поле в Москве, в Иосифо-Волоцком монастыре в Волоколамске, в Покровском монастыре в Ровенской области (Украина, Сарненская епархия), о чем свидетельствуют, в том числе фотографии и видеозаписи. Разумеется, он облачался в священнические одежды и носил наперсный крест, а еще он читал лекции по истории Церкви и на другие богословские темы в различных аудиториях г. Москвы. При этом, несмотря на почти полное отсутствие зрения, он наизусть цитировал Библию, знал религиозный чин, а главное, как говорят его последователи, обладал пророческим даром. Эти качества и привлекали к нему верующих. В какой-то момент вера в свою абсолютную непогрешимость привела к тому, что Попов до того исказил православие, что даже стал называть себя живым богом (очевидно отсюда и имя «бог Кузя»), что безусловно насторожило часть его последователей и они отпали от него, но другие еще более поверили в его избранность.
Весной 2015 года в отношении Попова возбудили уголовное дело в связи с посягательством на права граждан под видом отправления религиозных обрядов (ст. 239 УК РФ, срок давности привлечения к уголовной ответственности по которой истек) и по факту мошенничества в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ). Спустя полгода - в середине сентября того же года его и троих его последовательниц (Ж. Фролушкина, Н. Розанова, Г. Маркевич) взяли под стражу. Обвиняемым вменяют завладение денежными средствами путем обмана и злоупотребления доверием в размере 7 млн. 385 тыс. рублей. Любопытно, что эти деньги были пожертвованы группе разными людьми и израсходованы по целевому назначению на благотворительные цели. В принципе эти даяния ничем не отличаются от пожертвований, которые многие из нас оставляют в различных храмах. Следствие, по мнению защиты, так и не доказало объективную сторону мошенничества. Нельзя же всерьез воспринимать обвинение в обмане, который, по мнению следователя, заключался в том, что в группе «внушался культ личности Попова А.Ю., якобы наделенного «Божественными знаниями и силой», которыми в действительности он не обладал»! А вдруг обладал, как это проверить? Может заставить Попова пройти испытание - опустить руку в кипяток или пройти босиком по горячим углям, как это делалось во времена инквизиции? Если конечности не пострадают, стало быть, такой силой обладал. Однако сегодня не средневековье и предварительное следствие не цирковая арена, все-таки живем в просвещенное время и в светском государстве.
Что касается истории с 215 млн. рублей применительно к этому делу, то о них надо просто забыть. Эти деньги никогда не вменялись Попову и его последователям, а сама история с их происхождением и исчезновением ни какого отношения к предъявленному обвинению не имеет. Однако для ищущих жареных фактов журналистов, которые в нарушении профессиональной этики показывают видеоряд с изображением Попова на фоне этих денег, именно это является главным, скрытый намек, мол, посмотрите, сколько денег украл. Картинка получается эмоциональная и живая – мошенник на фоне денег. А чьи это деньги уже никому не интересно.
А вот на месте журналистов я бы поинтересовался тем, каким образом эти деньги были выданы некоему гражданину Цукерману и кто из правоохранителей содействовал в этом. Еще бы я поинтересовался, почему инвалид и три не молодых женщины находятся под стражей в строгой изоляции от общества уже более двух лет и двух месяцев. Неужели они так опасны, а если опасны, то почему?
Между тем, подобная практика столь длительного содержания под стражей вступает в противоречие с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, а также Конституционного и Верховного Судов России. Они не раз разъясняли, что «даже если цель содержания под стражей является законной, его продолжительность не должна превышать срока, обоснованно необходимого для достижения преследуемой цели».
Одним словом, в деле Попова А.Ю. и других, или как его называют - в деле «бога Кузи», нарушены все разумные сроки содержания под стражей на стадии предварительного следствия, и эта ничем не объяснимая жестокость носит длящийся характер. И что-то мне подсказывает, что женщин просто так не отпустят даже под домашний арест. Ведь с требованием разобраться с группой Попова в правоохранительные органы обращался не кто иной, как сам Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (его письма имеются в уголовном деле). Уже в конце сентября этого года одна из взятых под стражу женщин – Жанна Фролушкина обратилась к патриарху с просьбой о заступничестве и получила ответ из Синодального отдела тюремного служения Моспатриархии, что тюрьма для многих является единственным спасением, а для нее и ее подруг заключением является лекарством. Мол, смиряйтесь, терпите и читайте Евангелие – в нем все написано. Вот такие у нас нынче стандарты любви, милосердия и сострадания по-христиански.
Есть и другая причина не выпускать из под стражи сидельцев. Вдруг после изменения меры пресечения на более мягкую не связанную с лишением свободы, кто-то из них предъявит через суд претензии на 215 млн. рублей, да и на другие деньги, которые изъяли в ходе обысков. Ведь преступное происхождение этих денег не доказано и у них есть хозяева. Именно поэтому следствие пытается объявить все найденные у них на квартирах деньги бесхозными. Дошло до того, что к такой категории отнесли даже деньги семьи Розановых (83 тыс. рублей), не предприняв ни единой попытки выяснить их происхождение. Но проблема в том, что 215 млн. рублей уже выдали гражданину Цукерману. Почему? Это отдельная криминальная история и с ней придется разбираться уже другим следователям. Удивительно то, что кроме Цукермана, подозреваемых лиц в этом деле пока как бы и нет. Хотя найти соучастников никакого труда не представляет, они и не скрываются.
И последнее. Этого дела могло бы и не быть, если бы в период многочисленных проверок деятельности группы Попова (а по делу выносилось несколько постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, пока не поступили письма от Патриарха Кирилла), прокуратура использовала арсенал мер прокурорского реагирования. Уверен, что дело обошлось бы одним прокурорским предостережением о недопустимости нарушения закона, и не было бы никакого дела «бога Кузи» и не отвлекалась бы целая бригада следователей в течение длительного времени от расследования реальных и опасных преступлений. Или если бы священники Московской патриархии своевременно обратили внимание на бесхозную религиозную группу и помогли ее участникам выстроить правильные отношения внутри православного сообщества, ведь они не раз обращались за помощью в патриархию, но так услышаны и не были.
Анатолий Пчелинцев, почетный адвокат России,
главный редактор журнала «Религия и право»,
доктор юридических наук