О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

От Ватикана до «Сорок Сороков». Эксперты и религиозные деятели о защите религиозных ценностей

  версия для печатиотправить ссылку другу
От Ватикана до «Сорок Сороков». Эксперты и религиозные деятели о защите религиозных ценностей
15 Октября 2017
Тема защиты религиозных ценностей в мире и в России, в частности, стала ключевой в общественно-политическом пространстве большинства стран мира, где сохраняется высокий уровень секуляризации жизни. Проблемой является не только секулярная политика властей, но и непонимание обществом того, что и как защищают верующие и общественные движения, будь то католические или православные (как «Сорок сороков»).

Необходимость и возможности защиты такого рода ценностей были обсуждены 13 октября 2017 года в Институте Европы РАН в рамках международного семинара. Организаторами мероприятия стали Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН и Католический Институт св. Фомы. Модераторами семинара были отец Томас Гарсиа, директор Института св. Фомы, и Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.

С пленарным докладом выступил профессор Диего Алонсо ЛасЭрес, Григорианский Университет (Рим, Ватикан) – переводил профессора отец Виктор Жук. Семинар также посетили Апостольский нунций Ватикана в России архиепископ Челестино Мильоре, а также Антон Игнатенко, заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Правительства города Москвы, и глава Экспертного совета при Совете глав протестантских церквей России Владимир Самойлов.

Защитники традиционных ценностей смотрят на Россию с надеждой, отметил отец Томас Гарсиа, так как политика европейских стран идет вразрез с христианскими нормами (пропаганда абортов, однополых браков и т.д.). Однако реальное соблюдение моральных принципов в российском обществе ставит под вопрос роль России как страны, граждане которой являются носителями традиционных ценностей.

В современном обществе, как подчеркнул профессор ЛасЭрес, задача защиты религиозных принципов кажется невыполнимой. Падает престиж церквей, посещаемость приходов, идет модернизация всех сфер общества. Единственной стратегией верующих против «вымирания религии» становится сопротивление. Вместе с тем, по словам профессора, стратегия прямого сопротивления редко бывает удачной. Тем более что постепенно появились аргументы против «вымирания религии» - социологи (Хосе Казанова, Питер Бергер) стали писать о десекуляризации, а также о том, что основной характеристикой общества стал религиозный плюрализм и возможность игнорировать религию. Сейчас люди в разных сферах могут вести себя так, как-будто бы Бога не существует, но они могут и выбрать различные формы религиозности. Защищая свои религиозные ценности, Церковь должна учитывать, таким образом, что у нее нет монополии на веру. В настоящее время Церковь воплощает евангельские принципы в своей работе с беженцами и мигрантами. К примеру, церковные школы в Испании намного лучше справляются с интеграцией мигрантов, чем светские (монахини быстро находя общий язык с девушками-мусульманками, так как и те и другие носят почти одинаковые платки). Именно такого рода интеграционные практики позволяют в разных сферах утверждать христианские ценности.

Отвечая на вопрос специалиста по отношения Церкви и государства Андрея Себенцова о том, помог ли Второй Ватиканский собор решить католикам все их проблемы, профессор ЛасЭрес отметил, что Католическая Церковь, прежде всего, поменяла свое отношение к религиозной свободе. По мнению профессора, в Европе сложилась новая ситуация – более заметны стали восточные христианские церкви, евангельские движения, мусульмане. Оказалось, что главное задача – не обратить нерелигиозных людей, а убедить их в том, что религия имеет значение. Целевой группой для миссии оказываются также католики, которым надо напоминать, что христианство – это не совсем то, чем мы занимаемся в свободное время. Европейская молодежь, по словам профессора, хочет иметь счастливую семью без разводов, но просто не верит в это, и Церковь убеждает, что это возможно. В Испании уже сейчас быть хорошим католиком – значит иметь много детей в семье.

Роман Соколов (Московский финансово-промышленный университет «Синергия») в своем докладе подчеркнул, что Второй Ватиканский собор выдвинул человека в качестве субъекта и активного участника общественной жизни, а одним из главных принципов отношений в обществе и между странами Церковь провозгласила доверие. 

Вероника Язькова, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, подчеркнула, что Католическая церковь не выступает против идеи прогресса, науки, культуры, так как в самом учении заложена идея развития. Другой вопрос – взаимно ли уважение Церкви и культуры, готова ли Церковь принимать некоторые культурные акции. Вместе с тем, после выхода фильма «У нас есть папа» и сериала «Молодой папа», к примеру, Ватикан оставил вопрос открытым. Официальной реакции и конфликтов Церкви и деятелей культуры не было, но светское общество часто не понимает даже молчания Церкви.

Выступления участников вызвали массу закономерных вопросов. Как отметила Маргарита Калашникова (Свято-Тихоновский университет) , надо обозначить, что такое религиозные ценности и как они соотносятся с ценностями либерального общества и с демократией.

На конкретном материале защиту ценностей в правовом пространстве осветил Владимир Ряховский, адвокат, член Совета при президенте РФ по правам человека, сопредседатель Славянского правового центра. По словам Владимира Ряховского, государство призвано создавать условия для религиозной деятельности – миссии, социального служения. Но при этом, государство не берет на себя обязательство следовать всем религиозным предписаниям, оно должно, в первую очередь, обеспечивать разумный баланс. Сложно дать исчерпывающее представление о религиозных ценностях в качестве объекта правовой защиты, но это могут быть: традиции, совершение публичных обрядов, приверженность религиозным праздникам, право следовать христианским принципам (миссионерство), религиозные чувства. 

Проблема в том, по словам Ряховского, что никто не дал еще определения того, что такое религиозные чувства. Остается вопросом – кто является верующим с точки зрения уголовного права? Наряду с этим, государство может регулировать далеко не все. К примеру, неудачной стоит признать попытку регулирования миссионерской деятельности в рамках Закона Яровой, который был принят летом 2016 года. В результате чрезвычайно размытых формулировок суды любую деятельность религиозных объединений и верующих могут отнести к миссионерству, а значит наказать штрафом за «незаконную миссионерскую деятельность». 

После выступления Владимира Ряховского отец Томас Гарсиа задался вопросом – а кто тогда защищает нас, верующих, если столько неопределенности в законодательстве. Представитель Правительства Москвы Антон Игнатенко отметил, что государство обязано учитывать различные взаимоисключающие ценности и разные религиозные традиции. И этот баланс может быть реализован именно в рамках светского государства. Юрист Славянского правового центра Станислав Кулов подчеркнул, что защита религиозных ценностей необходима, но в законодательстве нет положений, которые бы выделяли особую роль традиционных религий. Государство, по словам Кулова, должно быть в идеале неангажированным модератором, не искать врагов, а оказывать поддержку распространению в том числе и христианских ценностей, затрагивающие разные сферы жизни. По словам Романа Лункина, одной из самых главных религиозных ценностей для религиозных движений в современном секулярном обществе стало социальное служение, которое помогает интеграции церквей в демократические институты и меняет образ Церкви в глазах светского общества.

Ярким выразителем религиозных ценностей из православной среды стал лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. Это движение было впервые представлено в академической среде как уникальная в своем роде общероссийская православная организация. По словам Кормухина, в современном обществе нивелируются сами по себе основы нашей цивилизации. ХХI век будет ареной борьбы даже не за религиозные ценности, а за человека настоящего и человека искусственного. Человечество, преджде всего Европа, вступило в эпоху трансгуманизма, когда права человека и разного рода меньшинств являются основной ценностью. При этом, верующим людям государство не дает проявлять свою гражданскую активность. Светскость государства понимается неправильно - у верующих есть свои права. Как подчеркивает Андрей Кормухин, если православные пытаются что-то сказать в общество, то секулярное общество и власть говорят им – не лезьте. А «Сорок сороков» как православная общественная организация также имеет право на митингах отстаивать свои права. Проблема в том, что отсутствует диалог между верующими и властью, социальной работы «Сорок сороков» никто не замечает, тогда как движение помогает домам престарелых, тюрьмам, начинает работать со спортивными фанатами, в целом успешно работает с молодежью и подростками. На «Сорок сороков», по словам Кормухина, несправедливо навешивают ярлыки, ассоциируют только с крепкими спортивными ребятами, какой-то военизированной организацией. Андрей Кормухин подчеркнул, что «Сорок сороков» - общегражданская организация, которая готова защищать свои права, чтобы Россия на деле стала консервативной державой, где уважаются религиозные ценности.

Отношение к православным активистам, попытки их дискредитации, наглядно показывают, насколько сложным в реальности является отношение к верующим и их интересам в России. И католические страны Европы и Россия становятся ареной для борьбы секуляристов и тех, кто отстаивает религиозную идентичность. Фактически секуляризация общества никуда не делась, но и религия перестает быть просто личным делом каждого, выходя в публичное пространство, вливаясь в демократические институты.

Подводя итог дискуссии, отец Томас Гарсиа сказал, что раньше, возможно, было проще, когда было противостояние коммунизма и капитализма. Теперь общество часто разделяет отношение к религии, и без диалога на разных уровнях не обойтись. 

Роман Лункин,
руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.



нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: