Православная околоцерковная культура периодически порождает религиозное сектантство в своей среде. Еще в 2008 году общество было взбудоражено известием о том, что в Пензенской области группа верующих, включая женщин и детей, вырыв землянки, более полугода жили под землей в ожидании конца света. Полиции удалось выманить сектантов наружу, а их лидер Петр Кузнецов был отправлен на лечение в психиатрическую клинику. Однако реального мировоззрения и истории этой группы до конца никто не узнал. О движении «бога Кузи», возглавляемым Андреем Поповым (такое имя прикрепилось к нему то ли потому что у него был любимый попугай по имени Кузя, то ли от имени лидера мордовского восстания начала XIX в.) также мало известно. При этом можно проследить его путь, когда он и его соратники еще действовали внутри РПЦ.
Еще два года назад - 10 сентября 2015 года по всем телеканалам были показаны результаты обыска в квартире, где находились последователи Попова и он сам. Позже были задержаны по обвинению в пособничестве Попову - Галина Маркевич, Надежда Розанова и Жанна Фролушкина. Все они обвиняются по ст.239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан) и ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой лиц). Однако «страшным сектантом» Попов стал далеко не сразу, а его становление как основателя религиозной группы происходило в православной среде, черты которой движение Кузи вобрало в себя сполна.
Андрей Попов стал собирать вокруг себя православных людей в начале 2000-х годов, почти сразу после того, как в 1999 году он закончил обучение на истфаке МГУ (по некоторым данным он не закончил обучение, но в судебном деле фигурирует как человек с высшим образованием). В силу своей инвалидности по слепоте и своеобразных взглядов Попов не мог стать священником, но он явно полагал, что может занять место служителя Церкви. Более того, в дальнейшем и вплоть до своего задержания Попов и его последователи ходили в храмы, исповедовались и причащались, то есть не отделяли себя от РПЦ.
Для себя лично Попов нашёл выход в том, чтобы одевать чёрную одежду священника, а именно иеромонаха, а затем епископа – рясу, крест, клобук – и выдавать себя за служителя РПЦ. В 2007 году из-за «Кузи» даже пострадал один настоящий православный священник. Андрей Попов приехал в село Поярково Солнечногорского района, стал ходить в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Попов представлялся иеромонахом Романом, носил подрясник, крест. Настоятель отец Олег Кудряков после беседы с ним допустил «отца Романа» к службе – сослужил с ним, подчеркивая, что Попов хорошо знал богослужение, «все делал правильно». Лишь по прошествии некоторого времени выяснилось, что у Попова есть еретические идеи. Они касались реинкарнации и неправильного толкования Святой Троицы, оправдания абортов и эвтаназии. Неизвестно – говорил ли тогда Попов о том, что он считает себя «богом», или же эта идея появилась потом. В село Поярково приезжал преподаватель сектоведения Московской духовной академии Роман Конь, который после ряда собеседований понял, что это ересь, и написал бумагу в Московскую патриархию. Свящ. Олег Кудряков был переведен на другой приход «за служение с колдуном». Есть также свидетельства, что Попов служил литургию в 2007-2008 гг. в храме Вознесения на Гороховом поле на улице Радио (Богоявленское благочиние РПЦ), где собирал вокруг себя последователей. В последние годы Попова возили на службы в храм преп. Серафима Саровского в Северном округе Москвы. Но одна из свидетелей обвинения – бывший бухгалтер секты Ольга Францева – требовала, к примеру, от настоятеля храма Покрова Богородицы в Филях – запретить Попову ходить на службы. В 2008-2009 гг. Попов контактировал с архимандритом Антонием (Грибаном) из Сарненского монастыря УПЦ, но затем о. Антоний также объявил Попова обманщиком и сектантом.
Примерно с 2008 года последователи Попова, искренне считая последнего православным священником, стали активно участвовать в православных ярмарках и проводить собрания и лекции в Большом Кондратьевском переулке («на Кондратах», их самих иногда называли «кондраты»), в НИИ почвоведения и на других площадках. Часто такие лекции собирали большое количество людей. Попов несмотря на инвалидность по зрению хорошо знал Священное Писание и историю Церкви. В это время личность «епископа Романа (Попова)» широко обсуждалась на форуме отца Андрея Кураева. Во время ярмарок соратники Попова продавали книги и диски с записями его «проповедей», другую православную литературу, а также собирали пожертвования на храмы и монастыри, брали деньги за записки «О здравии» и «За упокой», которые потом якобы или реально отдавали в церкви.
Практически невозможно точно подсчитать, сколько было собрано средств «богом Кузей» (следствие вменяет обвиняемым 7 млн. 385 тыс. рублей), а сколько перечислено последователями Андрея Попова в храмы РПЦ. Однако то, что с 2010 года соратницы Попова постоянно поддерживали отношения с настоятелями разных церквей РПЦ, остаётся фактом. Часть храмов не получало обещанных пожертвований от Попова, часть настоятелей впоследствии, наоборот, скрывали, что получали деньги от Попова, да и отследить это оказалось сложно.
О том, что последователи «бога Кузи» оказывали спонсорскую поддержку РПЦ, говорят сами представители Церкви. К примеру, координатор православных выставок из административного секретариата Московской патриархии Надежда Пейдус, как следует из материалов судебного дела, подчеркивает, что, по ее мнению, большую часть средств члены секты себе присваивали, отчисляя храмам около 10 тысяч в месяц, но, как правило, не более 4 тыс. рублей в месяц.
Многие священники давали письма с благословением на сбор пожертвований для членов движения Попова. К примеру, настоятель Троицкой церкви Вознесенского благочиния Выксунской епархии РПЦ отмечает, как следует из дела, что он получил от «бога Кузи» только 4 тыс. рублей в 2013 году. Настоятель храма Преображения Господня с. Мазунино Сарапульской епархии РПЦ о. Владимир Жижин получил 8 тысяч рублей. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи деревни Осовая из Белоруссии получил 4 тыс. рублей. Настоятель храма Ксении Петербуржской пос. Приладожский Ленинградской области о. Родион Лопатин получил от сектантов 26 тыс. руб. пожертвований.
В 2011 году благословение на сбор средств для одного из храмов членам группы давало Костромское епархиальное управление (за подписью секретаря ЕУ прот. Валерия Бунтеева). В 2013 году секретарь по межцерковным связям ОВЦС МП прот. Игорь Якимчук выдал удостоверение Н. Розановой о том, что она действительно собирает средства для монастыря в Черногории. В 2015 году Розанова как член Общины Страстного монастыря, которая добивается его восстановления в центре Москвы, была уполномочена советом общины проводить выставки и собирать пожертвования от имени общины.
Самым крупным известным нам получателем средств от «бога Кузи» был архимандрит Евстафий (Жаков), православный сталинист, который выставил в своем храме в честь св. княгини Ольги в Стрельне в Петербурге икону с изображением Сталина. По данным членов группы, Евстафию перечисляли от 25 до 50 тысяч в месяц (правда, неизвестно, как долго). Интересно, что непродолжительное время средства собирались в рамках совместного проекта группы соратниц «бога Кузи» и ОАО РЖД – компания выделила места для сбора пожертвований на вокзалах Москвы и Петербурга по благословению отца Евстафия.
По данным Центра св. Иринея Лионского, в списке контактов движения «бога Кузи» было около 30 священников и 95 храмов. Судя по противоречивой информации годовой доход с ярмарок мог составлять от 1,5 до 3,5 млн рублей (теоретически, если по 4 тыс. в месяц отправлять 30 священникам, то это и будет примерно 1,5 млн руб., но Попов не все деньги отправлял в храмы РПЦ, и не все священники РПЦ признались, что получали эти деньги).
После 2014 года с развитием событий на Донбассе группа Попова обрела новую почву для своей деятельности – сбор помощи для Луганска и Донецка. Помимо прочего, именно бурная активность соратниц Попова на донбасском направлении сыграла роковую роль для лидеров этого движения и также послужила поводом для того, чтобы РПЦ усилила борьбу с Поповым. Последователи «бога Кузи» не только стали устраивать от имени православных лотки для сбора средств на помощь Новороссии, но и обращались за благословением на эту деятельность к представителям РПЦ – к патриарху и в Отдел по благотворительности РПЦ.
Видимо, именно вмешательство «бога Кузи» в донбасский вопрос, заставило иерархов РПЦ увидеть в секте политическую угрозу – мало ли, что «бог Кузя» сделает под маской православия в ЛНР и ДНР. 24 ноября 2014 года патриарх Кирилл направил обращение к министру юстиции РФ А.В. Коновалову с просьбой запретить движение А.Ю. Попова на основании следующих причин: 1. использование церковных облачений Поповым оскорбляет чувства представителей РПЦ; 2. уничтожение поминальных записок, за которые люди дают пожертвование, является воспрепятствованием проведению обрядов и церемоний; 3. нецелевое использование пожертвований и неуплата налогов (хотя с пожертвований налоги не взимаются – авт.). 10 февраля 2015 года духовенству было разослано письмо митрополита Истринского Арсения, первого викария патриарха в Москве, по поводу того, что: а) группа лиц вокруг Попова – это секта и б) что по поводу сбора средства для Юго-Востока Украины следует обращаться только в Отдел по благотворительности РПЦ.
Наиболее активное участие в помощи Донбассу принимала Надежда Борисова (в замужестве Розанова), именно она собирала и возила помощь в Донецк. К примеру, при ее активном участии и при поддержке Союза ветеранов таможенной службы в Донецкую областную больницу в 2015 году было отправлено более 2 тонн медикаментов. При непосредственном участии Розановой Н.А. аналогичную помощь получили многие другие медицинские и социально ориентированные учреждения Донбасса, о чем имеются соответствующие расписки и документальные подтверждения.
Известный «солдат удачи» и участник событий в ДНР и ЛНР Игорь Гиркин (Стрелков) подтвердил следствию по делу Попова, что в 2014-2015 гг. соратницы Попова помогали Новороссии по благословению епископа Новоазовского Варсонофия (УПЦ), привозили гуманитарную помощь. Никаких претензий к группе «бога Кузи» у Стрелкова нет. После письма митрополита Арсения о том, что это секта, контакты были постепенно прекращены. Между тем Н.А. Борисова (Розанова), Е.А. Володина другие соратницы Попова, были уполномочены на сбор помощи представительством ДНР в РФ (глава – А.Н. Родкин). За эту деятельность они получили благодарность от Медслужбы ВС ДНР (от подполковника Липовской Н.), Совета министров ДНР, Минобороны ДНР (от министра В.П. Кононова), Генпрокуратуры ДНР, от ряда церквей Луганской епархии УПЦ, которым была оказана поддержка. По поводу организации сбора помощи для ДНР и ЛНР на улицах столицы 1 сентября 2014 года было получено письмо Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции
Правительства г. Москвы и ГУВД о том, что власти не возражают против таких акций.
На момент обысков и арестов членов движения «бога Кузи» Попов с соратницами мечтали построить православный храм. Участок в Подмосковье у движения был, но они хотели получить благословение со стороны представителей РПЦ на строительство. По сведениям самих последователей «бога Кузи», они обращались в 2010-е годы в Отдел по взаимоотношения Церкви и общества и даже передавали туда пожертвования, но положительного результата не добились.
По сути, новое религиозное движение «бога Кузи» - Попова, исказившее вероучение РПЦ и стремившееся остаться «народным православием» по форме ничем не отличалось от других православных паломников и почитателей «старцев» и «духовидцев», коих в России великое множество. Стержнем этого «народного православия» является возведенное в культ «благословение», без которого «истинный православный» и шагу ступить не может хоть с «Кузей», хоть без него.
Роман Лункин.
Об авторе: Лункин Роман Николаевич, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.