14 Июля 2017
Штрафы в отношении оппозиционно настроенных по отношению к власти людей в России не редкость, однако тамбовский случай стал во многом уникальным. На 10 тысяч рублей за незаконную миссионерскую деятельность был оштрафован журналист Сергей Степанов, соавтор оппозиционного видеоблога «Тамбовский VLOG». Этот блог стал известен своими критическими репортажами пот отношению к местным чиновникам, а также освещением акций Алексея Навального.
Мировой судья судебного участка № 1 Тамбовского района 10 июля 2017 года оштрафовал Степанова по ч. 4 ст. 5.26 КоАП (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). В постановлении о возбуждении дела от 3 июля 2017 года (за подписью и.о. прокурора Тамбовского района А.А. Трофимова) говорится, что информация в областную прокуратуру поступила от УФСБ России по Тамбовской области в конце мая.
По неизвестным причинам именно в мае-июне УФСБ (в процессе оперативно-розыскной деятельности), а затем прокуратура, оказались обеспокоены тем, что в сети «Вконтакте» 15 апреля 2017 года появилось приглашение на пасхальное богослужение Церкви евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) «Источник Жизни», которое и разместил тамбовский журналист. Сергей Степанов является руководителем Миссии ЕХБ «Древо вечной жизни», которая сотрудничает с церковью «Источник Жизни». Причем, Степанов во время судебного заседания не стал подтверждать, что страница в социальной сети с его именем (уже удалена) принадлежит именно ему (хотя и прокуратура и УФСБ предоставили акт осмотра аккаунта в социальной сети, тщательно исследовав все изображения Степанова). Более того, журналист не стал заявлять и том, что это он приглашал на христианское богослужение. Загадкой осталось и то, почему органы безопасности и прокуратура заинтересовались приглашением на пасхальную службу, когда Пасха уже давно прошла.
В вину Сергею Степанову было вменено то, что у него отсутствует документ с разрешением на миссионерскую деятельность от Церкви ЕХБ «Источник жизни». Пресвитер этой церкви А.П. Ярмолюк заявил органам прокуратуры, что, действительно, Степанов полтора года не является членом именно этой общины, а документ на ведение миссионерской деятельности выдавался другому члену церкви. В итоге тамбовский суд пришел к выводу, что нет причин не доверять материалам дела, а все обстоятельства доказывают вину Сергея Степанова.
В небольшом решении тамбовского суда по существу проигнорирован целый ряд прав человека и конституционных гарантий, прописанных в Конституции РФ. Во-первых, это презумпция невиновности, поскольку все обвинение основывается на предположении о том, что некий аккаунт в социальной сети с фотографиями человека и записями, где он упоминается, принадлежит именно этому человеку. Вместе с тем, в настоящее время практически каждый пользователь сетей знает про существование фейковых аккаунтов, которые часто создаются специально с самыми разными, в том числе неблаговидными, целями.
Во-вторых, тамбовский суд даже не обсуждал право Степанова (если он и правда призывал приходить в церковь на Пасху, что весьма возможно) на свободу совести. Как и все верующие граждане России, он мог призывать идти на богослужение, реализуя свое право на свободу вероисповедания. Положения «Закона Яровой» по существу касаются только миссионерской деятельности, которую ведет от своего имени конкретная церковь, то есть организация. Иначе пришлось бы штрафовать всех последователей иудаизма, которые призывают приходить в синагогу на Хануку, мусульман, которые призывают в пятницу приходить в свою любимую мечеть, а также православных, если они укажут свой любимый приход в социальных сетях и напишут пост, что именно там служит хороший батюшка.
В-третьих, дело журналиста Степанова оказалось политическим. Совершенно очевидно, что религиозный процесс был затеян как следствие оперативного сопровождения деятельности Сергея Степанова как гражданского активиста. Тамбовский баптист - экс-директор муниципального бюджетного учреждения «Редакция радио «Котовск», журналист, видеоблогер. В прессе появилось предположение другого известного тамбовского журналиста - Евгения Писарева (активиста католического прихода), что данное решение суда – попытка оказать давление на С. Степанова, ведущего вместе с соавтором оппозиционный «Тамбовский VLOG».
Совсем недавно – в мае 2017 года – Степанов был уволен с поста директора муниципального бюджетного учреждения «Редакция радио "Котовск"». Причиной и (или) поводом стала прямая трансляция на странице Сергея Степанова в фейсбуке акции Алексея Навального «Надоел» в Тамбове 29 апреля. Также в фейсбуке Степанову угрожали увольнением за «связь с отбросами» люди с аккаунтами активистов «Молодой гвардии „Единой России“». Интересное совпадение, что угрозами молодогвардейцев правоохранительные органы не заинтересовались, но в мае решили отработать «сектантский» след, обнаружив, что оппозиционер еще и баптист по вероисповеданию.
Безусловно, можно абстрагироваться от того, что оштрафованный за христианскую миссию Степанов освещал открытие штаба Алексея Навального в Тамбове, но значит ли это, что он не имеет права быть баптистом? Этот вопрос возникает, потому что «Закон Яровой» о контроле миссионерской деятельности стал также использоваться в политических целях, как инструмент давления на оппозиционных активистов. Такого рода поворот событий стал возможен в силу широкой трактовки определения миссионерской деятельности в «Законе Яровой» и массового произвола в отношении религиозных деятелей и отдельных верующих, которых штрафуют по всей стране. Подобное отношение к своим гражданам вряд ли помогает укреплению национальной безопасности, о которой говорят инициаторы таких законов и проверок.
Роман Лункин.