МОНИТОРИНГ СМИ: «Свидетелей» не оставлять. Обзор недвижимости, которую власть собирается конфисковать у российских Свидетелей Иеговы
3 Июля 2017
Если 17 июля «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» не сможет обжаловать свою ликвидацию, то в силу вступит решение Верховного суда, признавшего организацию экстремистской, а ее имущество — подлежащим конфискации. Примерно 175 тысяч вкладчиков, инвестировавших в земное «царство», останутся ни с чем. Центр управления расследованиями оценил размах крупнейшей постсоветской национализации — у иеговистов есть по меньшей мере 211 объектов недвижимости в 57 регионах кадастровой стоимостью 1,9 млрд руб. Государство получит самую дорогую часть, но чтобы забрать все, придется сильно постараться.
С 1993-го по 2017 год у религиозных организаций свидетелей Иеговы накопилось 438 адресов регистрации в России. Мы проверили всех собственников этих объектов недвижимости, и 211 адресов оказались связаны с иеговистами. Из найденного нами имущества, по данным ЕГРН, российские и зарубежные объединения «свидетелей» владеют 118 объектами, еще 93 находятся в собственности у руководителей и учредителей местных отделений и их родственников. Кадастровая стоимость этой недвижимости, расположенной в 57 регионах страны, составляет 1,9 млрд рублей.
Самые ликвидные активы свидетелей Иеговы находятся в Санкт-Петербурге — 11,4 га земли с несколькими зданиями общей площадью 9 625 кв. м. Так, в поселке Солнечное на берегу Финского залива на 10 га располагался теперь уже пустующий главный штаб иеговистов с жилыми и техническими постройками. Там и был зарегистрирован «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» — головная организация свидетелей Иеговы. Еще один коммерчески привлекательный участок размером в гектар — на Коломяжском проспекте, 21. Там иеговисты построили Зал Конгрессов на 2000 человек, использовавшийся для больших праздников и лекций. Кадастровая стоимость всех объектов религиозной организации в Петербурге — 780 млн рублей, рыночная может оказаться вдвое больше.
Московское отделение иеговистов держится скромнее — в столице «свидетелям» принадлежит только одно здание. Зато оно находится на территории усадьбы «Михалково» Паниных у Головинских прудов, его площадь — 3194,7 кв. м, кадастровая стоимость — 297 млн рублей. В 2010 году префектура Северного округа заявила, что здание было незаконно приватизировано АОЗТ «Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева» и продано «Управленческому центру свидетелей Иеговы в России». Однако отнять недвижимость у иеговистов не получилось — сегодня домом владеет австрийская община организации.
Больше всего недвижимости мы обнаружили на юге страны в Ставропольском и Краснодарском краях — 31 объект кадастровой стоимостью 202 млн рублей. Ставропольские адепты «свидетелей» одними из первых подверглись жесткому прессингу со стороны сотрудников правоохранительных органов. В марте 2016 года во время обысков у иеговистов в здании богослужения нашли литературу, внесенную в Федеральный список экстремистских материалов. Свидетели Иеговы утверждают, что литература была им подброшена. На своем канале в Youtube они опубликовали видеозапись с камер наблюдения, где видно, как люди в масках достают из карманов какие-то бумаги и кладут их в стол. В это же время обыски проходили в Карачаево-Черкесской республике в здании местного отделения иеговистов, где тоже были обнаружены экстремистские материалы. Год спустя за распространение запрещенной литературы суд ликвидировал карачаево-черкесскую организацию и передал ее имущество государству. Согласно ЕГРН, сейчас на принадлежавшие ей здание (298,5 кв. м) и землю (857 кв. м) приставами наложен запрет на отчуждение.
Теперь государству должно отойти все имущество запрещенной организации. Впрочем, за полгода активы «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» и его подразделений существенно уменьшились — как только угроза ликвидации стала реальной, российские религиозные организации начали дарить или жертвовать имущество иностранным представительствам свидетелей Иеговы. С января по конец апреля 2017 года иностранцам успели передать 74 объекта недвижимости кадастровой стоимостью 402 млн рублей. Главными дарополучателями стали общины иеговистов в Швеции, Австрии, Испании, а также «Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов Пенсильвании», которому с 2010 года принадлежит (с обременением права в пользу «Управленческого центра») штаб иеговистов в Санкт-Петербурге.
Государство уже начало пресекать попытки передачи недвижимости. В Ставропольском крае местная организация иеговистов пыталась подарить землю (2 851 кв. м) и Зал Царства (1 161,6 кв. м) в станице Незлобной «свидетелям» из Дании. Региональное управление Росреестра отказалось регистрировать сделку. Датская община в начале июня попыталась оспорить отказ в Арбитражном суде Ставропольского края, но суд не принял заявление, посчитав спор ему неподсудным. Еще в марте 2017 года в Ставрополье сделки с иностранными организациями «свидетелей» регистрировались, и местные общины успели подарить три объекта недвижимости иеговистам из Австрии.
В итоге по состоянию на июнь 2017 года иностранные общины свидетелей Иеговы владеют большей частью найденной нами недвижимости.
Им принадлежит 65 % (16,4 га земли и 25 072 кв. м зданий и помещений, всего 78 объектов) кадастровой стоимостью более 500 млн рублей. 93 объекта находятся в собственности у руководителей, учредителей российских отделений и их родственников, но это самые скромные активы — 11,5 % российской недвижимости (2,7 га земли и 6 020 кв. м зданий) стоимостью 175 млн рублей. И только 23,5 % недвижимости (5,4 га и 13 989 кв. м, всего 40 объектов) принадлежит напрямую российским юридическим лицам «свидетелей», зато она самая дорогая?—?не менее 660 млн рублей. Это распределение может позволить иеговистам сохранить большую часть имущества — если сделки по его передаче не будут оспорены.
У государства такая возможность есть, считает старший партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Ирина Адамова: «Так как имущество передавалось по договору дарения, то можно будет доказать, что это притворная сделка для переоформления титульного собственника именно для того, чтобы избежать конфискации этого имущества. Если прокурор докажет, что сделки заключались, чтобы избежать исполнения судебного акта, а не для безвозмездного дарения, то государство сможет присвоить это имущество».
На недвижимость, которая в собственности у руководителей, учредителей местных организаций и их родственников, государство вряд ли сможет претендовать. По словам Ирины Адамовой, прокуратуре придется доказать, что здание было куплено на деньги этой религиозной организации, а не на средства владельца. Сделать это и конфисковать имущество будет гораздо сложнее, чем в случаях с дарением иностранным организациям.