|
Свидетели Иеговы против Иосифа Волоцкого. Где можно найти экстремизм?
1 Июня 2017
Потерявшие всякую надежду на правосудие и на легальный характер своей деятельности в России Свидетели Иеговы придумали интересный ход для того, чтобы оспорить решения судов о признании их литературы экстремистской. Член организации Свидетелей Иеговы гражданин В.И. Сергиенко подал жалобу в Конституционный суд РФ, оспаривая конституционность статьи 3.1 Закона о противодействии экстремистской деятельности. Согласно этой статье, Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты не могут быть признаны экстремистскими материалами. Эта поправка в закон была принята в ноябре 2015 года в ответ на решение суда в Южно-Сахалинске, который признал текст, основанный на аятах из Корана, экстремистским (тогда свое возмущение открыто высказал глава Чечни Рамзан Кадыров). Свидетели Иеговы пошли по тому же пути, что и их гонители – выдернули из контекста религиозный документ и потребовали признать его запретить для того, чтобы получить объяснения. Но недооценили российский суд.
Сергиенко обратился вначале в обычный районный суд с заявлением о признании книги православного святого – преподобного Иосифа Волоцкого – «Просветитель» экстремистским материалом и об изъятии ее из свободного обращения. Однако прокурор сообщил, что данная книга основана на толковании Библии и в ее содержании приводятся цитаты из Библии, а поэтому она не может быть признана экстремистским материалом. Сергиенко было также отказано в проведении психолого-лингвистической экспертизы книги преп. Иосифа Волоцкого. По мнению заявителя, то есть иеговиста Сергиенко, ст. 3.1 закона о неподсудности священных текстов фактически позволяет распространять материалы, где есть призывы убивать людей по признаку национальности и вероисповедания.
Надо сказать, что произведение Иосифа Волоцкого (1439-1515) направлено против еретиков – жидовствующих, изобилует агрессивными выпадами против них, а также позволяет делать выводы и об антисемитизме автора. К еретикам преп. Иосиф Волоцкий (лидер движения «стяжателей», то есть сторонников богатой и сильной Церкви) применял самые разные методы «убеждения» и «спасения души» - отрезания языков, сожжения и посадка на кол. Однако очевидно, что средневековая жестокость не требует дополнительного осуждения в рамках решения российского суда.
В ответ Свидетелю Иеговы Конституционный суд РФ резонно привел в пример свое Определение от 2 июля 2013 года. В нем отмечается, что суды обязаны исходить из того, что «обязательным признаком указанной разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела…».
То, что напрямую касается религиозной свободы выделено судом особо: «ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями, иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина…».
Более того, Конституционный суд подчеркнул, что «признание того или иного информационного материала экстремистским не может основываться на субъективном восприятии такого информационного материала отдельными лицами и что не могут быть признаны в качестве экстремистских материалов литературные памятники, вошедшие в историю и культуру того или иного народа, имевшие широкое распространение в соответствующую эпоху, являвшиеся предметом многократных научных исследований и цитирования и никогда не находившиеся под запретом как содержащие призывы к экстремизму и никогда не рассматривавшиеся как источник экстремистской идеологии».
В Постановлении пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 года о судебной практике о преступлениях экстремистской направленности также отмечается, что «следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой – защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина – свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
В тот же день, 20 апреля 2017 года, когда Конституционный суд РФ отказал иеговисту Сергиенко в его жалобе на вполне законных основаниях – Верховный суд РФ запретил Свидетелей Иеговы в России. 95 журналов Свидетелей Иеговы, которые основаны на цитатах из Библии, находятся в Федеральном списке экстремистских материалов, из-за чего общины и были признаны экстремистскими организациями (никаких иных агрессивных действий верующие не предпринимали). Впервые верующему в России грозит до 10 лет лишения свободы – в мае 2017 года в Орле Деннис Кристенсен был помещен под стражу за чтение Библии на собрании иеговистов. В подмосковной школе за рассказ о Боге ученицу из иеговистской семьи выгоняют из школы. В каком-то смысле Иосиф Волоцкий победил и как автор антисектанского произведения «Просветитель», и как сторонник самых жестких мер в отношении «еретиков».
|
|
|