О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Доклад епископа Сергея Ряховского на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ

  версия для печатиотправить ссылку другу
31 Марта 2017

30 марта 2017 г. Москва, Кремль

Уважаемый Антон Эдуардович, уважаемые коллеги, друзья!

Хотел бы начать с того, что 2017 год для нас особый. Это год празднования 500-летнего юбилея Реформации.

Реформация оказала мощное влияние на весь мир, в том числе на нашу страну. Достаточно вспомнить тех протестантов, которые внесли существенный вклад в становление российской государственности, науки, культуры, экономики и обороноспособности страны: Владимира Даля, Ивана Крузенштерна, Карла Брюллова, Альфреда Нобеля, Михаила Барклай-де-Толли и многих других. И в наши дни протестантские евангельские церкви являются значимой частью российского христианского мира, не только совершая проповедь Евангелия Господа Иисуса Христа, но и сохраняя, и отстаивая традиционные христианские ценности в вопросах нравственности, здорового образа жизни, семейных устоев, продолжая оказывать доброе влияние на общество. В этом году под эгидой Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России в нашей стране пройдут сотни мероприятий, приуроченных к этому юбилею. Заранее позвольте пригласить на них всех присутствующих на заседании.

Полагаю, у нас достаточно веских причин для установления в Российской Федерации 31 октября как памятного Дня Реформации. Соответствующее официальное обращение уже направлено в адрес Администрации Президента Российской Федерации.

Хотелось бы привести в моем коротком выступлении лишь несколько современных примеров социального служения протестантских церквей и некоторых трудностей, с которыми мы сталкиваемся.

За последние 20 с лишним лет нами накоплен уникальный опыт, разработаны методики и программы социальной реабилитации наркозависимых и алкоголиков. Плод этого – десятки тысяч спасенных жизней, преображенные судьбы людей, восстановленные семьи и тысячи рожденных в них детей. Но похоже именно этот успех не нравится и вызывает агрессию у пособников преступников из сферы наркобизнеса, в том числе из числа коррумпированных чиновников и правоохранителей, оборотней в погонах в чиновничьих креслах. Последние годы существования печально известного ФСКН ознаменовались сотнями попыток дискредитации и уничтожения, в том числе физического, наших благотворительных реабилитационных центров. Сегодня только под духовным окормлением возглавляемого мной Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) действуют 350 стационарных некоммерческих центров реабилитации наркозависимых и алкоголиков, одновременно принимающих порядка 30 тысяч человек по всей России. Мы однозначно подошли к моменту, когда не можем продолжать столь масштабную социально ориентированную деятельность без оказания реальной государственной поддержки и, в определенном смысле, шефства Президента России. Прошу рассмотреть возможность организации в течении этого года визита первого лица государства в одно из наших социальных учреждений. Рады будем видеть и принимать всех членов Совета при Президенте, представителей российских конфессий, делиться опытом.

К сожалению, не без сложностей развивается служение и в учреждениях исполнения наказания. Один из наших оппонентов однажды написал в жалобе на имя директора ФСИН «не пускайте в колонии и тюрьмы протестантов. Протестанты в российских тюрьмах не сидят». Так в том-то и дело. Сегодня мы, священнослужители, можем словом проповеди, молитвой и личным примером помочь заключенным сойти с пути преступного и даже экстремистского на путь добра и служения людям и своему Отечеству. У нас это получается, простите за нескромность, в разы лучше, чем у исправительных колоний. Или России нужно пополнение армии рецидивистов? Похоже, что так. Я делаю этот вывод из того, что мы уже на протяжении 10 лет (!) не можем под разными предлогами подписать соглашение о сотрудничестве с ФСИН. Наших священников во многих регионах перестали пускать даже при наличии письменных заявлений о посещении от осужденных. А в Ярославской области в этом году забрали молитвенный дом, построенный силами нашей епархии и освященный несколько лет назад.

Недостаёт времени говорить о многочисленных программах популяризации и поддержки материнства и многодетности, приёмного родительства, донорства крови, трезвости, отказа от абортов, помощи молодежи, пожилым людям, инвалидам, бездомным, беженцам, мигрантам, различных волонтерских, экологических, просветительских и образовательных программах, которые наши объединения реализуют по большей части без привлечения государственных средств по всей стране, а также за её пределами, прилагая усилия для укрепления позитивного образа России, выстраивая мосты духовной дипломатии между народами и государствами.

Несмотря на это, во многих регионах существуют серьезные трудности с включением наших религиозных организаций и созданных под их духовным окормлением некоммерческих организаций в реестры поставщиков социальных услуг для оказания поддержки и получения финансирования в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Прошу обратить на это внимание при подготовке рекомендаций по итогам нашего заседания.

В связи с этим не могу не привести один вопиющий случай. 10 февраля текущего года в адрес руководителей исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов и городских округов Забайкальского края было направлено официальное письмо (копию его я передам Вам сегодня) за подписью заместителя председателя Правительства Забайкальского края – руководителя Администрации Губернатора Забайкальского края Д.В. Кочергина. Начинает Дмитрий Валерьевич, что называется «за здравие», описывая активность протестантских религиозных организаций (христиан веры евангельской (пятидесятников) и евангельских христиан-баптистов), их положительный опыт в вопросах реабилитации людей, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость, создание ими кризисных и адаптационных центров для лиц освободившихся из мест лишения свободы, организацию праздников, оказание помощи продуктами питания и вещами жителям, проживающим в отдаленных селах Забайкальского края. Но затем делает вывод о необходимости пресечь «хорошо отлаженную работу нетрадиционных религиозных организаций» и даёт распоряжение «воздерживаться от сотрудничества и участия в их проектах», «не предоставлять для деятельности помещения, здания и объекты социальной сферы, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления», «в случае проведения ими массовых мероприятий оперативно информировать об этом Аппарат Губернатора, Прокуратуру, Министерство юстиции и ФСБ». Вот вам и заупокойная месса по поставщикам социальных услуг вместо их поддержки.

Еще одна важная тема. 06 июля 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». В том числе изменения были внесены в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Глава государства пообещал, что будет внимательно следить за тем, как закон будет исполняться, заметив, что «законодательство совершенствуется, поправки вносятся».

Прошло без малого девять месяцев, и мы вынуждены констатировать, что к сегодняшнему дню нам неизвестны прецеденты, когда благодаря новым положениям религиозного законодательства были бы предотвращены террористические акты, но известны уже более ста фактов его неправового использования против законопослушных традиционных религиозных объединений и отдельных верующих.

Кстати, уважаемый Антон Эдуардович, я принес специально для Вас Библию и книгу «Протестанты на службе России», которые с удовольствием Вам хочу подарить. А также приглашаю, и буду рад видеть Вас на богослужениях наших церквей.

Прямо сейчас на ваших глазах по новому закону я совершил противоправное деяние и могу быть оштрафован на сумму до ста тысяч рублей, а возглавляемая мною церковь на сумму до миллиона рублей. В соответствии с «поправками Яровой» это незаконная миссионерская деятельность, потому что на Библии, которую я Вам дарю, не нанесена специальная маркировка церкви. Абсурд, скажите вы?! И будете правы. Но подобные абсурдные требования сегодня исходят от правоохранителей, и некоторые уже закреплены судебными решениями. Протестантские церкви в городах Ульяновск, Самара, Владивосток и ряде других уже подверглись административным наказаниям за то, что находящиеся в храмах в церковных лавках Евангелия и Библии не были промаркированы. Богослужебные книги с текстами Священного Писания были конфискованы и подлежат уничтожению.

Отдельно стоит упомянуть запрет на осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях. Сразу скажу, мы не способны исполнить это требование. Каждая христианская семья по нашему вероучению – это домашняя церковь, в которой ежедневно совершаются религиозные обряды и церемонии, провозглашается Евангелие Христово. И мы не скрываем свою веру и не переводим разговор на отвлеченные темы, когда к нам в гости приходят люди неверующие или принадлежащие к другой культуре. Простите, но это не изменится, можно устраивать на нас облавы и арестовывать, мы продолжим так жить и верить и в тюремных камерах, также как и наши отцы, и деды в годы большевистского богоборчества.

Я убежден, что добрая воля, здравомыслие и честная оценка исторического опыта, полученного нашей страной в минувшие столетия, помогут нам сегодня откорректировать наши законы и наши пути и не дадут места дискриминации собственных граждан по религиозному признаку, расколу и дестабилизации в нашем обществе. И мы пройдем год семнадцатый не в ожидании новой революции, а в торжестве юбилея Реформации.

Благодарю за внимание.

источник: РОСХВЕ


нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: