3 Марта 2017
С 22 по 25 февраля в Бэйлорском университете (штат Техас, США) состоялись лекции и мастер-классы о религии на европейском пространстве для преподавателей, аспирантов и студентов, которые провел руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
Инциатором публичных лекций и встреч со студентами стал Кестонский центр по религии, политике и обществу (www.baylor.edu/kestoncenter), который является частью Бэйлорского университета и с 2006 года является хранителем и популяризатором уникальной коллекции документов о жизни верующих в коммунистических странах (письма, книги, самиздат). Однако Кестонский центр также поддерживает интерес к России и к российской религиозности с помощью проекта Кестонского института (Оксфорд, Англия) – «Энциклопедия современной религиозной жизни России». В полевых исследованиях в рамках этого проекта также принимает участие Р.Н. Лункин, который и был приглашен для того, чтобы рассказать о религии в России в широком европейском контексте.
Публичная лекция «Россия сегодня: религия, политика и общества» собрала более 100 человек. В дискуссии принимали участие Кэти Хиллман, директор Кестонского центра по религии, политике и обществу Бэйлорского университета, президент Кестонского института Ксения Деннен, бывший конгрессмен США Чэт Эвардс, профессор политологии Бэйлорского университета Сергей Куделя и модератор – профессор Университета Мерсер - Уоллес Дэниэл, известный специалист по православию и автор недавно вышедшей книги об отце Александре Мене.
Роман Лункин отметил, что Россия прошла долгий и трагический путь атеистических репрессий. В настоящий момент религия, как и в других европейских странах, становится выразителем политических интересов, а верующие активными участниками гражданского общества. С этой точки зрения, лектор обрисовал картину религиозной жизни, где Русская православная церковь перестала быть монолитным институтом, однозначно поддерживающим государственную власть. В докладе были представлены независимые социальные инициативы православия, волонтерские движения внутри Церкви, которых практически не было еще десять лет назад. Помимо этого, с позиций демократического воспитания граждан выступают протестантские церкви, ставшие влиятельной силой в обществе. Растущее снизу гражданское движение контрастирует с авторитарными тенденциями, идущими сверху, с антидемократическим мировоззрением руководства РПЦ и с декларациями о демократическом пути развития России среди представителей светской власти.
Появившееся в обществе напряжение проявляется в бурных дискуссиях о роли православия и Церкви как института в российской истории, в социальных конфликтах вокруг строительства и передачи храмов, о священнослужителях и их образе жизни. Впервые с советского времени в масс-медиа и в социальных сетях стали появляться карикатуры на Церковь и патриарха Кирилла, а в городах проходят антицерковные демонстрации. Однако в отличие от советского времени участники манифестаций не выступают против религии, против православной веры и даже считают себя православными. Это объясняется и тем, что в советский период сложился особый образ православия в отсутствие любых знаний о христианстве, и тем, что в нынешнем институте РПЦ часть общества не видит выразителя гражданских ценностей. Недовольство этим проявляется иногда в грубой форме по отношению к иерархам РПЦ, но это совсем не является стремлением избавиться от религии. Страх перед всякой религиозной проповедью, скорее, был выражен в законе о контроле миссионерской деятельности, который является частью знаменитого «пакета Яровой».
Многое будет зависеть от того, какую роль христианские церкви займут в процессе строительства демократического общества в России – они могут помочь этому, но пока делают шаг вперед и несколько шагов назад, заключил лектор.