О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Решится ли кто-нибудь во Владивостоке взять на себя ответственность уничтожить 36 экземпляров Библий и изданное по благословению Святейшего Патриарха Алексия II-го Святое Евангелие?

  версия для печатиотправить ссылку другу
Решится ли кто-нибудь во Владивостоке взять на себя ответственность уничтожить 36 экземпляров Библий и изданное по благословению Святейшего Патриарха Алексия II-го Святое Евангелие?
31 Декабря 2016

Владимир Ряховский,

адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро
«Славянский правовой центр» в Москве,
член Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека.


Готов ли сегодня кто-то сжигать книги? Вот так, сложить в кучу, облить горючей жидкостью для того чтобы лучше горели, смотреть и греться, смотреть как горят чьи-то мысли, чьи-то слова, чьи-то святыни...

Сжечь мысли и слова сложнее, - они не горят, гораздо проще взять и сжечь книги, тогда и слова и мысли сгорят вместе с ними. А что если взять и сжечь Библию! Что если взять и сжечь самую почитаемую и самую святую для всех христиан или даже не считающих себя таковыми, но хотя бы немного образованными людьми, книгу - Библию? Я ни сколько не оговорился, речь идет о том, чтобы сжечь Библию. Не верите, что это сегодня возможно? Так вот вам достоверная информация. И это не какая-то там журналистская утка, а вполне реальное решение суда.

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 города Владивостока Бадеева А.В. от 20 декабря с.г. предписано, - «конфисковать и уничтожить литературу, печатные материалы без маркировки религиозной организации: библию – 36 шт., сборник песен – 35 шт., библию на английском языке – 4 шт., … Святое Евангелие – 1 шт., христианские книги – 88 шт., обнаруженные 23 ноября 2016 года в помещении местной христианской организации «Армия Спасения».

Я не знаю, сколько этому судье лет и как давно ему было вверено вершить правосудие, но как было можно в судебном решении написать такое. Неужели ничего даже не дрогнуло?

А каким способом можно уничтожить книгу как минимум из полторы тысячи страниц, - порвать, смять, скомкать или раздавить бульдозером? Наверное, бульдозером это не совсем получится, потому что оставшиеся страницы все равно можно будет разгладить и прочитать. Уничтожить книги можно только огнем и история знает тому немало примеров. И это не чья-то, а очень даже наша история.

В 1824 году, после смещения первого президента и одного из основателей Библейского общества в России князя А.Н.Голицына, новым президентом Библейского общества был избран (или назначен) первенствующий тогда член Св. Синода митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), который, в отличие от неизменного энтузиаста библейского дела Голицына, являлся ярым противником перевода Библии на понятный всем россиянам русский язык. И тогда, изданный Библейским обществом и уже готовый к распространению десятитысячный тираж Восьмикнижия (пять Книг Моиссея, Книги Иисуса Навина, Судей и Руфь) постигла печальная участь, - в конце 1825 года все его экземпляры были сожжены в топках кирпичного завода Александро - Невской лавры.

Не поддается даже примерному исчислению, сколько было уничтожено, осквернено и сожжено икон и священных книг в богоборческий период 20-30 годов прошлого века.

В хрущевский период библейские книги тоже изымались и после постановления обвинительных приговоров их владельцам, уничтожались как вещественные доказательства.

Так что традиция воевать с книгами в России была заложена уже давно. Но неужели подобное варварство возможно и сегодня? Судя по состоявшемуся во Владивостоке судебному решению, получается, что очень даже возможно.

Не так давно Уголовный кодекс РФ был дополнен статьей, устанавливающей уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих, санкциями которой предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы. Правда применяется она крайне избирательно, в основном к блогерам, да за лайки и перепосты в социальных сетях интернета. Но назначение этой нормы уголовного закона, безусловно, заключается в том, чтобы защитить верующего человека от неправомерных посягательств, оскорбляющих его религиозные чувства. И носит она, на мой взгляд, больше предупредительный характер.

Часть 2 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержит еще более конкретный состав административного правонарушения, - «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». Причем санкция за данное правонарушение достаточно серьезная, - на должностных лиц наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Можно по разному толковать, что относится, а что нет к религиозным чувствам, насколько вообще оправдано говорить, что чувства могут быть подвергнуты оскорблению и, наконец, кого можно отнести к новому субъекту в уголовном праве - верующему. Но я уверен, и даже без всякой экспертизы это очевидно, что ни одного не только верующего, но вообще культурного человека не может оставить равнодушным даже известие о том, что будут уничтожены Библии и Святое Евангелие, изданные Российским Библейским Обществом, а последнее даже по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Трудно представить себе еще большего оскорбления и кощунства! Или что, если священные книги подлежат уничтожению по решению суда, то происходящее уже приобретает правомерный характер и уже не является оскорбительным? Или если уничтожение будет произведено в закрытом режиме, тогда не будет иметь места такой существенный признак вышеупомянутого уголовного преступления и административного правонарушения как «публичность»?

И еще. А кто будет исполнять это судебное решение? Судья поручил уничтожение книг Управлению судебных приставов по Приморскому краю. И что дальше? Подчиняемся, принимаем к производству и едем искать подходящие печи? Мне кажется, что даже атеист не посмеет этого сделать. Разве только найти для выполнения этой работы некого религиозного фанатика и внушить ему, что «Армия Спасения» это американская секта и ее книги для нас не являться священными, поскольку правильного креста на них нет.

Давайте еще раз вернемся к судебному решению. Судья признал христианскую организацию «Армия Спасения» в г. Владивостоке виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.26 КоАП РФ и назначил ей административное наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей с конфискацией литературы и печатных материалов, обнаруженных в помещении религиозной организации. При этом всю обнаруженную литературу и печатные материалы судья постановил уничтожить.

Частью 3 ст.5.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за «осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной информацией». Санкция за данное правонарушение, – наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

По содержанию данной нормы закона состав предусмотренного в ней административного правонарушения образуют виновные действия религиозной организации, выразившиеся в том, что при осуществлении своей деятельности, в том числе осуществляя выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы и печатных материалов, ею не указывалось официальное полное наименование. Постановлением судьи РХО «Армия Спасения» вменяется, что «осуществляя религиозную деятельность, в своей миссионерской деятельности она использует и распространяет литературу и печатные материалы без маркировки религиозной организации». При этом, ни факт распространения литературы, ни признаки, по которым суд отнес вменяемую религиозной организации деятельность к миссионерской, в решении судьи не нашли своего отражения. Единственное, что усматривается из решения судьи это только то, что литература и печатные материалы были обнаружены в помещении, занимаемом «Армией Спасения». Где они были обнаружены, - в книжном шкафу, в рабочем кабинете сотрудников организации или в церковной книжной лавке, так осталось не выясненным. Таким образом, у судьи не было никаких оснований делать вывод о распространении религиозной организацией литературы и печатных материалов в рамках осуществления ею миссионерской деятельности.

Но самым главным в этом деле остается вопрос, - какими нормами права руководствовался судья, постановив уничтожить обнаруженную в помещении «Армия Спасения» литературу и печатные материалы. Санкция ч.3 ст.5.26 КоАП РФ предусматривает конфискацию предметов административного правонарушения, но никак не их уничтожение. В силу ч.1 ст.3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Откуда же у судьи такая бурная фантазия или он и вправду посчитал, что Библии в нашей стране уже изъяты из оборота?

Не так давно, в августе прошлого года в Южно - Сахалинске районный суд по заявлению городского прокурора признал экстремистским материалом содержание нескольких взятых из Корана молитвенных айатов. И какой скандал тогда разразился. Рамзан Кадыров назвал прокурора и судью, принявшего такое решение, шайтанами. Дело приняло общественный резонанс. В считанные дни судебное решение было опротестовано и отменено, а в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» внесены изменения, - «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами».

Вот как получается, по закону признать Библию экстремистским материалом нельзя. А уничтожить?

А может быть оскорбленным христианам стоит обратиться за защитой к Рамзану Кадырову? Уж он - то точно в свойственной ему манере даст объективную оценку решению мирового судьи во Владивостоке.

P.S. Эта статья была уже написана, но еще не опубликована, когда из Владивостока поступила неожиданная информация. Прокурором Ленинского района г. Владивостока, тем самым прокурором, который возбудил дело об административном правонарушении в отношении «Армия Спасения» в г. Владивостоке, принесен протест на постановление мирового судьи судебного участка №4 г. Владивостока от 20 декабря 2016 года, которым религиозная была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.26 КоАП РФ. Прокурор, соглашаясь с тем, что «Армия Спасения» обоснованно признана судьей виновной в совершении вменяемого ей правонарушения, просил Ленинский районный суд г. Владивостока изменить постановление мирового судьи, - исключить из результативной части постановления требование о конфискации и об уничтожении литературы и печатных материалов, обнаруженных в помещении религиозной организации в ходе прокурорской проверки, считая, что «Армия Спасения» владеет ими вполне правомерно.

А дальше, происходит нечто невероятное. Десятидневный срок обжалования и опротестования спорного постановления мирового судьи заканчивался 30-го декабря. Однако уже в этот день Ленинский районный суд пересмотрел административное дело по протесту прокурора и даже вынес свое решение. Суд согласился с прокурором и исключил из результативной части постановления требование об уничтожении литературы и печатных материалов, однако оставил в силе требование об их конфискации и вывод о признании организации виновной в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения.

Сказать, что под воздействием общественного мнения в этом деле была одержана хотя и не полная, но все равно частичная победа, - ведь священные книги только конфискуют, но, по крайней мере, не уничтожат, я бы все же не торопился. И вот почему.

Согласно подпункта «б» пункта 2 «Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработка (утилизации), уничтожения, за исключением движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения, передается Министерству культуры Российской Федерации.

Так что вопрос о том, будут ли уничтожены священные для христиан книги, скорее всего, так и остается открытым.

Cпециально для Религия и право






также в рубрике ] мы: