5 Декабря 2016
Верующие разных протестантских церквей были задержаны на Ярославском вокзале 7 октября 2016 года. Их доставил в отделение полиции активист православного центра «За веру и отечество» из г. Пушкин Олег Владимирцев которого возмутило поведение верующих и, например, их слова «Примите Господа нашего, Аллилуйя!». Согласно показаниям Владимирцева, распространители Новых Заветов говорили о Боге и Библии, проповедуя, таким образом, «нетрадиционные для России религиозные убеждения, религию», так как «православные священнослужители не распространяют религиозную литературу в электропоездах».
Протоколы об административном правонарушении были составлены в отношении распространителей Нового Завета – Сергея Корепина и Сафарби Кешокова. Однако 2 декабря 2016 года Линейное управление МВД России по ст. Москва-Ярославская вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по хулиганству) и административного дела (о незаконной миссионерской деятельности).
Как отмечено в постановлении, в ноябре в экспертный центр МВД России по ЦФО был направлен запрос о проведении лингвистического исследования текста Нового Завета и Псалтири. Но специалисты экспертного центра отказались проводить экспертизу, поскольку в 2015 году в Закон о противодействии экстремистской деятельности была внесена поправка о том, что священные тексты Библии, Корана, Танаха и Ганджура не могут быть признаны экстремистскими материалами, а значит и экспертиза этих текстов невозможна.
Примечательно, что для других государственных органов федеральный закон не является препятствием для экспертизы Нового Завета. К примеру, в июле 2016 года Выборгская таможня задержала на российско-финской границе такие же Новые Заветы, изданные миссией «Гедеон». Затем на основании тендера была назначена экспертиза Нового Завета в коммерческую компанию, а цена экспертизы составила несколько сот тысяч рублей (об этом подробно написал в газете «Московский комсомолец» адвокат Анатолий Пчелинцев в статье «Дело Ленина живет и побеждает?»).
Помимо этого, ранее Корепину и Кешокову предъявлялись обвинения по ч.4 ст. 5.26 КоАП РФ – незаконная миссионерская деятельность. Дело в том, что православный активист Владимирцев заявил полиции также, что деятельность по распространению Новых Заветов разжигает межрелигиозную рознь, а вступление «в данные религиозные общества может сопровождаться крупными материальными взносами, которые могут отразиться на благосостоянии каждой отдельной семьи». Сам православный отказался от подарка в виде Нового Завета.
Адвокат Корепина и Кешокова Анатолий Пчелинцев предоставил полиции справку о том, что Российское Библейское общество подтверждает подлинность текста Нового Завета и Псалтири, которые распространяли верующие. Это канонический синодальный перевод, которым пользуется и Русская православная церковь. Кроме того, оказалось, что верующие не состоят в миссии «Гедеон», то есть они распространяли свои личные христианские убеждения, независимо от организации. Капитан полиции Ю.В. Гусева согласилась с доводами адвокатов о том, что под миссионерской деятельностью в Законе о свободе совести понимается деятельность только религиозного объединения. Гражданам, которые говорят о вере и о Боге, документы не требуются.
Адвокат Сергея Корепина Инна Загребина подчеркивает, что для составления протокола нужны были хоть какие-то доказательства того, что велась именно незаконная миссионерская деятельность. Поэтому было необходимо привязать верующего к организации, так как действуя от церкви, верующий обязан был иметь документ на миссионерство. Полиция даже провела исследования в сети Интернет в социальных сетях Сергея Корепина. На основании фотографий в соцсетях, где Корепин посещает разные церкви, в том числе и миссию «Гедеон», первоначально был сделан однозначный вывод, что он действовал от имени организации. Однако адвокатам довольно быстро удалось разубедить сотрудников полиции в том, что можно основывать обвинение на фотографиях из социальных сетей.
В России складывается определенный комплекс перед религией, основанный на неразрешимом противоречии. С одной стороны, в обществе есть осознание того, что наша страна – православная, со своей богатой духовной культурой, а люди в ней живут в большинстве своем православные, потому что других основ у нас нет. С другой стороны, существует страх перед религией и религиозной жизнью, перед тем, что церковь может поработить человека своей «идеологией» и заставит его менять свою жизнь. В Казахстане уже так и заявляют: замминистра по делам религий и гражданского общества Казахстана Берик Арын отметил: «Разговоры о религии и ее пропаганда вне культовых сооружений и специально отведенных для этого мест незаконны».
Между тем, православные священнослужители и активисты и правда довольно редко раздают христианскую литературу – лишь однажды была акция Сретенского монастыря (ректор – епископ Тихон (Шевкунов)), семинаристы которого у метро раздавали Евангелие от Марка.
Роман Лункин.