2 Декабря 2016
Прокуратура Воронежской области 1 декабря 2016 года выступила с громкими заявлениями о разоблачении религиозной группы баптистов, которая действует в Павловском районе. В прессе со ссылкой на прокуратуру распространялись сообщения, из которых создалось впечатление, что баптисты занимаются нелегальной деятельностью и нарушают закон. Районная прокуратура потребовала прекратить незаконную деятельность Централизованной религиозной организации «Объединение церквей евангельских христиан — баптистов Воронежской области», а также группы верующих до устранения нарушений.
Старшему пресвитеру Объединения евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) было вынесено представление с тем, чтобы группа зарегистрировалась. Старший помощник прокурора Воронежской области Михаил Усов в интервью агентству Regnum сказал: «Проверку прокуратура начала по жалобам местных жителей, которые сообщили об активной деятельности баптистов на территории района. В частности, жители жаловались на попытки баптистов навязать им свое вероисповедание. При этом, по информации управления Минюста по Воронежской области, на территории района каких-либо религиозных групп не зарегистрировано. Таким образом, деятельность баптистов в Павловском районе является незаконной».
Старший пресвитер ЕХБ по Воронежской области Петр Мирейчик в интервью порталу «Религия и право» подчеркнул, что в представлении прокуратуры, которое он получил, нет ссылок на положения закона, которые обязывают регистрировать религиозную группу и вообще любое собрание граждан, которые молятся. Прокуратура решила, что раз фактически есть какое-то собрание граждан, то оно должно быть в реестре групп или организаций регионального управления Минюста РФ. В представлении говорится, что Объединение церквей ЕХБ обвиняется в «непринятии мер по информированию органа, регистрирующего религиозные объединения». А значит, баптисты, по мнению прокуратуры, нарушают законодательство, отсутствует должный контроль за религиозными объединениями в централизованной организации.
В реальности прокуратура Павловского района решила принять меры к баптистам на основании заявления гражданина Сиденко Е.В., а не «жалоб граждан» вообще. По словам пресвитера Петра Мирейчика, собрание верующих существует в Павловском районе уже более 10 лет, в 2003 году община формально присоединилась к Объединению ЕХБ по области, то есть у общины есть свидетельство о принадлежности к региональному объединению Российского Союза баптистов. А это значит, что собрание верующих уже действовало в рамках закона – деятельность группы была уже частью деятельности Объединения ЕХБ.
В связи с новым законодательством об антимиссионерской деятельности – Законом Яровой, этого недостаточно. По словам Петра Мирейчка, прокурорский работники были очень любезны, но настаивали на том, чтобы группа уведомила о своем существовании, что Объединение и сделает: «В настоящее время мы живем по схеме – нажмут, тогда примем меры, не будут оказывать давление, оставим все, как есть. Абсолютно все группы сразу мы не можем зарегистрировать или сделать им уведомление. Это и время, и деньги. У нас есть группы, которые действуют по 100 лет, и существуют спокойно. Будем постепенно двигаться в этом направлении, если будет давление. Мы не были особо любимы, но и не терпели раньше больших притеснений».
Напомним, что Воронежское Объединение церквей ЕХБ входит в Межконфессиональный совет области, наряду с православными, иудеями, мусульманами и другими, участвуют в большинстве значительных мероприятий в области, поддерживает отношения с властями и другими конфессиями. На этом фоне особенно ярко видно некорректное, бесцеремонное поведение представителей прокуратуры по отношению к верующим.
Баптисты приняли решение подать уведомление о группе в Павловске в органы юстиции, несмотря на то, что требование прокуратуры незаконно.
Дело в том, что в Федеральном законе РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" не существует требования регистрировать любые собрания граждан или уведомлять об их существовании. Ст. 3 Закона конкретизирует положения Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения».
Ст.7, посвященная группам, говорит о том, что «руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы.
В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации».
Однако, как правило, уведомляют о своем существовании те группы, которые хотят в дальнейшем стать организациями с правами юридического лица.
Никакого наказания за собрания верующих, «совместно исповедующих веру», нет и не может быть. Запрет на такого рода собрания нарушает Конституцию России.
Как отмечает “Портал-Credo.Ru”, до настоящего времени воронежское региональное подразделение минюста не обнародовало сведений о количестве поданных уведомлений, касающихся деятельности религиозных групп. Однако, известно, что в последние годы местная митрополия РПЦ МП перестала регистрировать подряд все свои подразделения в качестве юридических лиц: под нововведение попали, прежде всего, сельские общины, не имеющие собственных богослужебных помещений.
Антимиссионерский Закон Яровой, вступивший в силу в июле 2016 года, запустил разрушительную цепную реакцию – запугивания законопослушных верующих.
Роман Лункин.
Приложение. Представление об устранений нарушений законодательства о религиозных объединениях. Руководителю Совета ЦРО «Объединение церквей ЕХБ Воронежской области» старшему пресвитеру Мирейчику П.П.