23 Ноября 2016
Среди религиозных организаций, придерживающихся евангелическо-лютеранского вероучения, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области видную роль играет Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ), ведущая свою историю с 1611 г., вначале ее существовании община состояла из финнов-ингерманландцев. В Российской Федерации официально зарегистрирована в 1992 г. приходы Санкт-Петербурга и области относятся к Санкт-Петербургскому пробству Церкви. К самой ЕЛЦИ в настоящее время принадлежит примерно 15 тыс. прихожан.
По информации пастора Михаила Иванова, настоятеля Кафедрального собора Св. Марии в Санкт-Петербурге, секретаря епископа ЕЛЦИ Арри Кугаппи, в Санкт-Петербурге насчитывается примерно 1 тыс. прихожан (регулярно посещающих службы). Так в Кафедральном соборе Св. Марии по праздникам собирается примерно 350-400 человек, на будничных и воскресных богослужениях присутствуют 100 человек. Всего в городе располагается 4 прихода церкви, в пригородах Петербурга и Ленинградской области находятся еще 13 приходов(всего в пробстве 19 приходов).
Если говорить о динамике изменения численности прихожан, то в самом пробстве их количество держится на стабильно невысоком уровне. В разных приходах ситуация отличается: в Св. Марии численность прихожан последнее время растет, в некоторых приходах она падает. К настоящему времени изменяется национальный состав – большая часть прихожан, примерно ¾, не имеет балтийских корней. «Я сам не имею никаких балтийский корней» - заявил пастор Михаил Иванов. Язык службы, тем не мене, зависит от этнического состава, так в приходе Св. Марии богослужения по-прежнему проходят на двух языках - русском и финском, в приходе Св. Иоанна – на русском и эстонском, также совершаются службы и на английском языке.
Своеобразие ЕЛЦИ по сравнению с остальными лютеранскими церквями заключается не только в богослужениях на нескольких языках, но и в том, что облачение клириков церкви и ее убранство соответствуют скандинавской традиции, во многом являющейся высокоцерковной. Еще одной чертой ЕЛЦИ является сохранение в ней апостольской преемственности, что также характерно для скандинавских лютеранских церквей. Но как российская религиозная организация ЕЛЦИ использует перевод Библии, характерный для подавляющего числа христианских церквей России, то есть Русский Синодальный текст.
Однако, несмотря на рост численности мирян в некоторых приходах, ситуация с клириками несколько иная. В ЕЛЦИ наблюдается дефицит кадров, все пасторы буквально нарасхват. Желающих обучаться для пасторского служения в будущем в Теологическом институте ЕЛЦИ мало, на нынешнем 1 курсе бакалавриата по направлению «теология» обучается 6 человек, и совершено непрогнозируемо, сколько из них будет служить. Нужно учитывать и тот факт, что в последние годы несколько пасторов перешли в другую конфессию. Причин может быть несколько: догматического свойства, личностного характера (обида, ощущение отсутствия потенциала роста) и другие. Кризис бездуховности и секулярности на Западе дает повод разочароваться в лютеранстве при всем его потенциале роста, если брать лютеранство в его «идеальном» виде.
Еще одной своеобразной чертой ЕЛЦИ является ее консерватизм, она не стремится поддаваться вызовам глобализации. Глобализационные процессы ударили по институту семьи, тем не менее, ЕЛЦИ, в отличие от части других евангелическо-лютеранских церквей, не пересмотрела свои позиции в понимании брака как союза мужчины и женщины. По слова пастора Михаили Иванова, гомосексуализм для ЕЛЦИ остается смертным грехом, он пояснил, что «Библии сказано: «Мужеложники Царства Божьего не наследуют», мы, соответственно, не можем истолковать эту фразу иначе как «Мужеложники Царства Божьего не наследуют» . ЕЛЦИ не пытается найти в этих словах иные интерпретации, так как фраза сформулирована предельно прямо и ясно, для теологов ЕЛЦИ Священное писание остается абсолютным авторитетом. ЕЛЦИ – это консервативная церковь, придерживающиеся тех норм и традиций, которые были всегда. Непреклонной ЕЛЦИ остается и в вопросах биоэтики, эвтаназия и аборт являются убийством, т.е. греховны.
Не смотря на тенденцию в церквях Запада к гендерному равноправию, в части из них имеются женщины-пасторы, ЕЛЦИ продолжает придерживаться позиции неприятия «женского пасторства». Для их представителей странно слышать слова об изменении социально-культурной ситуации со времен написания Библии в качестве аргумента в защиту женского пасторства со стороны лютеранских богословов, так как Священное писание неизменно. По мнению ЕЛЦИ, то, что происходит в странах северной Европы с интерпретацией библейского текста под оправдание появления женского пасторства, это чистой воды насилие над священным текстом.
В связи с вышеизложенной консервативной позицией ЕЛЦИ относительно вопросов семьи, биоэтики, женского пасторства, в настоящее время у нее натянутые отношения со многими Евангелическо-лютеранскими церквями в мире, идущими по пути либерализации. В настоящее время ЕЛЦИ встревожена и обеспокоена ситуацией в Церкви Финляндии, в которой в 2014 г. архиепископ Карри Мякинен одобрил однополые браки. Тем не менее, позиция архиепископа не отражает мнения большинства Церкви Финляндии. Когда между ЕЛЦИ и Церковью Финляндии подписывался договор о сотрудничестве, в нем отдельно артикулировалось, что ЕЛЦИ сохраняет свою идентичность, не признает ни женское священство, ни каких-либо иных либеральных преобразований, произошедших в Церкви Финляндии, а церковь Финляндии со своей стороны обязуется не навязывать свое мнение ЕЛЦИ. Сотрудничество между двумя церквями связано с тем, что до сих пор в ЕЛЦИ есть прихожане с финно-угорскими корнями, в географическом расположении обе церкви – соседние. К тому же в церкви Финляндии началась консервативная реакция, 2/3 церкви Финляндии не поддерживает архиепископа Карри Мякинена. Это позволяет продолжать сотрудничество с соседней церковью. Точно такие же договора есть с церквями Эстонии и Латвии.
Консервативная позиция ЕЛЦИ по вопросам женского пасторства, семьи и биоэтики повлияла и на ее положение в международных лютеранских организациях. ЕЛЦИ входит не только во Всемирную лютеранскую организацию, но и является членом Международного лютеранского совета, в котором объединились консервативные лютеранские церкви. Именно с частью из них у ЕЛЦИ старается наладить хорошие отношения, например, с Лютеранской церковью – Миссури-Синод, которая является одним из ее партнеров.
С Евангеличекской-лютеранской церковью Европейской части России ЕЛЦИ поддерживает «добрососедские» отношения, обе церкви признают существования друг друга. По информации Эльвиры Жейдс, теологи обеих церквей периодически читают свои лекции друг у друга. Однако, тесному сотрудничеству препятствует наличие в ЕЛЦЕР «женского пасторства», по мнению представителей ЕЛЦИ, церковь Европейской части России в большей степени находится под влиянием Евангелической церкви в Германии. В связи с этим, со стороны ЕЛЦИ отсутствуют шаги по пути к консолидации и объединению с церковью Европейской части России. Объединению препятствует и подобная неудачная попытка в 2010 г.: была подписана Декларация о намерении по преобразовании ЕЛЦИ и ЕЛЦЕР в единую структуру. Одним из условий объединения было отсутствие «женского священства» - Церковь Европейской части России не должна была совершать новые ординации женщин, а рукоположенных женщин вывести из служения и назначить на административные должности. Однако, после подписания Декларации ЕЛЦЕР ее нарушила через три недели.
Сегодня у ЕЛЦИ сложились достаточно хорошие партнерские отношения с Сибирской евангелическо-лютеранской церковью, так как СЕЛЦ близка по своей позиции относительно женского пасторства и института брака к ЕЛЦИ, они также консервативны. Налажено сотрудничество между учебными заведениями двух религиозных организаций – Теологическим институтом ЕЛЦИ и Лютеранской Богословской Семинарией в Новосибирске.
ЕЛЦИ по-прежнему не поддерживает отношения с Евангелическо-Лютеранской церковью Аугсбургского исповедания, образованной бывшими пасторами, вышедшими из ЕЛЦИ и ЕЛЦЕР. Продолжает действовать документ, подписанный архиепископом ЕЛКРАС и епископом ЕЛЦИ, сообщающий, что эти две исторические лютеранские церкви, официально являющиеся правопреемниками дореволюционной лютеранской церкви, не признают новую религиозную организацию полноценной церковью. (ЕЛЦ АИ не принята во Всемирную Лютеранскую Федерацию). ЕЛЦ АИ пыталась установить контакты с ЕЛЦИ, но ЕЛЦИ не вступила с ними в диалог.
Достаточно доброжелательные отношения сложились между ЕЛЦИ и РПЦ, во многом из-за общности взглядов на роль христианства в современном секуляризованном мире и позиций по проблемам семьи и биоэтики. Так, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Варсонофий, поздравляя епископа ЕЛЦИ, Арри Кугаппи, с юбилеем, отмечал, что епископ является твердым сторонником соблюдения нравственного закона, основанного на Божьих заповедях, а также укрепления христианских ценностей и традиционного института семьи. Братские отношения поддерживаются и с Католической церковью. Налажен контакт и с другими христианскими церквями Восточной и Западной традиций.
Государственная власть достаточно уважительно относится к ЕЛЦИ. ЕЛЦИ старается принимать участие во многих мероприятиях, организованными правительственными комитетами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так 5 сент. 2016 . представители ЕЛЦИ участвовали в фестивале "Россия - созвучие культур" по приглашению Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Представителей ЕЛЦИ достаточно часто можно увидеть на организованных городскими и областными властями семинарах, круглых столах и конференциях, посвященных проблемам межконфессиональных отношений и борьбе с религиозным экстремизмом. Особый договор у ЕЛЦИ заключен с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, о нем речь пойдет ниже.
ЕЛЦИ продолжает активно заниматься социальной деятельностью, социальная ответственность и стремление к церковному служению являются еще одними ее характерными чертами. ЕЛЦИ содержит несколько домов престарелых (расположены в дер. Колтуши, пос. Тайцы, пос. Кикерино), в которых живут пожилые люди на полном обслуживании, в них работают прихожане. Также в 2015 г. заключен договор о сотрудничестве с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, дающий право работать в медицинских учреждениях и других. Имеется диаконический центр «Дикони» в Выборге, работающий с неблагополучными семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Социальная работа проводится и с бывшими заключенными, в Сибирском пробстве располагается «Дом на полпути», в котором они проходят реабилитацию и социализацию. В каждом приходе также ведется диаконическая работа, так в приходе Св. Марии в Петербурге имеется диаконическая группа, посещающая пожилых и болящих прихожан, чтобы помочь с продовольствием и уборкой, оказывая помощь и материально. Особое место в социальном служении занимает культурно-просветительская деятельность – в приходах даются благотворительные концерты классической музыки для всех желающих.
Если говорить об активности вЕЛЦИ в медиапротранставе, то у нее имеются три собственных журнала, два на русском, один на финском. Также приходами выпускаются приходские листки. Имеется интернет-сайт (на русском и финском), группы в социальных сетях. Печатаются книги, за прошлый год их издано примерно 10.
В чем же состоит привлекательность ЕЛЦИ для ее прихожан? Во многом привлекательно само лютеранство, сочетающее в себе веру и разум, с его достаточно интеллектуальными проповедями в богослужении. Но в выборе именно ЕЛЦИ, а не двух других лютеранских организаций, в России важную роль играет ее консерватизм. Уважение вызывает и ее широко развернутая социальная деятельность.
Таким образом, ЕЛЦИ занимает довольно устойчивое положение в религиозной жизни Санкт-Петербурга и Ленинградской области, внося свой вклад в культурную и социальную жизнь Северной столицы. Она по-прежнему консервативна в вопросах семьи, биоэтики и женского пасторства, во многом позиции по этим проблемам играют важную роль в выборе ЕЛЦИ партнеров среди других церквей.
Ольга Позняк, аспирант кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена
источник: http://www.keston.org.uk