7 Августа 2016
Дорогие друзья,
Из некоторых регионов стала поступать информация о прокурорских проверках, связанных с проверкой исполнения положения N 374-ФЗ, во время которых происходит примерно следующая картина:
Силовики перекрывают входы и выходы помещения, где происходит богослужение и никого не выпускали пока не получают персональные данные всех присутствующих.Сами по себе действия спорные, но в свете борьбы с терроризмом могут быть и оправданными. "Оперативную информацию", которой владеют (или не владеют) правоохранительные органы оспорить сложно, потому что мы не знаем о ней.
Далее следуют требования предоставить СПИСКИ ЧЛЕНОВ МРО, на том основании, что если в Уставе МРО имеется положение о членстве,то должны быть заявления или какой-то документ подтверждающий членство присутствующих на богослужении, иначе ПРОИСХОДИТ МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. А в договоре аренды помещения якобы должно быть прописано помимо проведения религиозного мероприятия ещё и осуществление МРО миссионерской деятельности.
Что делать!?
По пунктам:
1.Не оказываем сопротивления представителям правоохранительным органам
2.Представляемся для идентификации личности (это законные требования)
3.Можем воспользоваться положением статьи 51 Конституции РФ и ничего кроме своего имени не сообщать (это законно). На данном этапе - давать объяснение, ваше право, а не обязанность.
4.Достаем "ЛИНЕЙКУ РЯХОВСКОГО" и "измеряем" произошедшее, чтобы прежде всего самим дать правильную юридическую оценку:
Согласно п. ст.24.1 Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" ("Закон Яровой"):
Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, по нашей ЛИНЕЙКЕ МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА ОТВЕЧАТЬ СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ:
1) это деятельность религиозного объединения;
2) это деятельность уполномоченных лиц религиозного объединения;
3) во время этой деятельности происходит публичное распространение информации о вероучении религиозного объединения;
4) информация распространяется среди лиц, не являющихся членами (ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ) религиозного объединения;
5) информация распространяется с целью вовлечения посторонних лиц в деятельность религиозного объединения.н
Согласно Уставу большинства МРО в РФ предусмотрено членство.членство предполагает фиксацию (заявление о приеме, исключение, участие в голосовании и т.д.)
Существуют обязательные 10 членов, которые сдали свои данные при регистрации МРО. Вот они 100% члены,которых вы и так уже "показали", и не делать этого далее просто не разумно.
Вопрос с остальными - уже их личное дело. Хотят - пусть оформляют членство...Но важно помнить два важных принципа при принятии решений:
а) самыми устойчивыми являются простые системы;
б) "заяц вполне может обойтись без бокового кармана".
И важно помнить, что требовать с религиозной организации отчета в ее законной деятельности (в частности исполнения Устава) возможно, а вот требовать от гражданина предоставить личную и семейную тайну - не законно.
Потому что такая информация, которая является конфиденциальной информацией, видом религиозной тайны в части отношения к собственной религиозной принадлежности, защищается законом:
- статьи 23 и 24 Конституции РФ в части гарантии права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;
- статья 28 Конституции РФ, в части права каждого свободно выбирать религиозные убеждения или не исповедовать никакой религии;
- пункт 5 статьи 3 Федерального закона РФ от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части права не сообщать о своем отношении к религии;
- статья 6 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «О Федеральной службе безопасности» в части запрета сообщать органам федеральной службы безопасности полученные ими сведения о частной жизни кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- подпункт 7 пункта 1 статьи 15, подпункт 9 пункта 1 и пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части запрета на разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- подпункт 3 пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части запрета обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего персональные данные о его религиозных убеждениях;
- подпункт 8 пункта 1 и пункт 3 статьи 14 пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в ред. от 04.03.2014) «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части запрета разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера,в том числе после увольнения с муниципальной службы, а также ограничения на сбор и хранение информации о личной религиозной тайне муниципального служащего;
- подпункт 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в части обязанности сотрудника таможенного органа хранения государственной и иной охраняемую законом тайны, а также не разглашение ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;
- пункт 1 статьи 40.4.Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» в части обязанности прокурора строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
- пункт 5 статьи 86 Трудового кодекса РФ в части запрета работодателю получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях.
- подпункт 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ «Охрана изображения гражданина» и статья 152.2 «Охрана частной жизни гражданина» Гражданского кодекса РФ в части запрета без согласия гражданина сбора любой информации о личной и семейной жизни;
- пункт 3 статьи 25 Федеральному закону от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в части ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни на срок 75 лет со дня создания указанных документов.
Участие в мероприятиях МРО не являются закрытыми и их могут посещать и не члены.
Законодатель в п.1 ст.24.1 Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ ("Закон Яровой") указал нам, что миссионерская деятельность подразумевает распространение
информации о вероучении религиозного объединения среди лиц, не являющихся членами или ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ...
Никто не мешает всем остальным (не 10-ти, которые и так записаны в ЕГРЮЛ при регистрации) быть просто ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ...
Российский закон и Устав МРО не предусматривает оформления "последовательности" :-)
Поэтому, на вопрос кто вы и что вы делаете на богослужении, ваши люди могут честно отвечать, что они ПОСЛЕДОВАТЕЛИ УЧЕНИЯ МРО.
Кроме того, можно (и нужно) задать вопрос сотрудникам прокуратур и правоохранительных органов: законно ли их требование узнать информацию, относящуюся к личной, семейной тайне, так как гражданин не обязан сообщать о своем отношении к религии, что гарантировано статьями 23 и 24 Конституции РФ в части гарантии права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; статьей 28 Конституции РФ, в части права каждого свободно выбирать религиозные убеждения или не исповедовать никакой религии и пунктом 5 статьи 3 Федерального закона РФ от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части права не сообщать о своем отношении к религии.
5.В составляемом акте (протоколе) руководитель МРО должен написать сакраментальную фразу:
"С изложенным в протоколе категорически не согласен.все обвинения и сделанные выводы считаю не обоснованными и не законными.Свою позицию изложу дополнительно в письменном виде после консультации с адвокатом".
Другие лица (не руководитель МРО) в объяснении (если вы не решили воспользоваться положением ст. 51 Конституции РФ) в объяснении могут сообщить следующее:
"С изложенным в протоколе категорически не согласен.Я являюсь ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ такой-то МРО, однако считаю не обоснованными и не законными попытку получить у меня информацию, относящуюся к моей личной, семейной тайне и моем отношении к религии, что нарушает мои конституционные права ".
6.Важно получить от правоохранительных органов ПИСЬМЕННОЕ ПРЕДПИСАНИЕ, в котором должны быть указаны предъявляемые претензии и требования совершения определенных действий. Не платить никаких штрафов сразу (что будет свидетельствовать о признании вины).Не передавать никаких документов сразу (сославшись на необходимость их подготовить). Все срочно отсканировать и передать в "Славянcкий правовой центре" с описанием ситуации, где вами оперативно займутся и помогут найти оптимальное решение.
В экстренном случае можно звонить 8-909-935-82-78
Надеюсь, это была полезная информация!
Ваш христианский адвокат,
Константин Андреев