30 Июня 2016
Религиозным организациям стоит принять пакт против прозелитизма ("переманивания" верующих других конфессий. — ред.), что сняло бы многие вопросы в их взаимоотношениях друг с другом и государством, считает руководитель аппарата комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, религиовед Степан Медведко.
Совет Федерации в среду одобрил принятый Госдумой резонансный пакет антитеррористических законов, который, в частности, вносит в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" понятие миссионерской деятельности. Отныне миссионеры, действующие от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания этой группы о предоставлении им полномочий. При этом миссионеры-иностранцы вправе работать только от имени конкретной религиозной группы, которая их пригласила. Нарушителям грозит штраф от 5 до 50 тысяч рублей, юрлицам — от 100 тысяч до миллиона рублей. До принятия законопроекта представители крупнейших религиозных организаций РФ выразили беспокойство, что изменения наложат ограничения и на их деятельность.
"Если мы говорим о том, что миссионерская деятельность является проблемной зоной, и если эта зона оказалась важным элементом всей системы государственного управления, то давайте сделаем какие-то шаги на встречу. Мне кажется, появление такого антипрозелитического пакта было бы серьезным шагом со стороны религиозных организаций навстречу. Это, одновременно, сняло бы многие вопросы, связанные с взаимными обвинениями в прозелитизме, недобросовестной конкуренции и так далее", — сказал Медведко на конференции "Церковь и государство: вызовы современности", которая прошла в Общественной палате РФ.
Документ, по его словам, могли бы подписать представители "разных религиозных организаций". Тема прозелитизма, как считает он, "все еще актуальна".
В свою очередь начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член ОП РФ, Сергей Ряховский полагает, что пакт против прозелитизма "будет точно противоречить Конституции РФ", потому что в ней закреплено право менять вероисповедание.
В России прозелитизм со стороны католиков стал причиной осложнения отношений между Русской православной и Римско-католической церквами в 90-е годы. Однако впоследствии главы церквей — патриарх Кирилл и папа Франциск — высказались против него.