28 Июня 2016
Об авторе: Лев Семенович Симкин – доктор юридических наук, адвокат.
Казалось бы, нет у нас более лояльных граждан, чем российские протестанты – баптисты, пятидесятники, адвентисты и т.д. Работящие, непьющие, с крепкими семьями. И, заметьте, никогда не выступающие против существующего положения вещей.
О великое умение наживать себе врагов на пустом месте! Внезапно и без уведомления заинтересованных сторон, на самом последнем этапе принятия «антитеррористического пакета» («пакет Яровой») миссионеров включили туда наряду с террористами. А если кто забыл или не знал, миссионерство для протестантов – это все, у них вера и религиозная практика неотделимы от проповеди Евангелия.
Как же так? А так, говорят им, имели-то в виду вовсе не ваших миссионеров, а агитаторов-исламистов. Можно подумать, те испугаются и побегут доставать бумажку, дающую право на миссионерскую деятельность. Поди докажи, что их тихие разговоры – миссионерство, они давно научились обходить запреты и барьеры.
Метили в террористов, а попали в законопослушных христиан, жизнь которых теперь существенно усложнится. Между прочим, речь идет о 3 млн (ну пусть даже немногим меньше) верующих – прихожанах, посещающих дома собраний каждую неделю или еще чаще, «захожане» там редки. Впрочем, в культовых и других принадлежащих вам зданиях – пожалуйста, проповедуйте. Но дома – ни-ни. Правда, в жилых помещениях допускаются богослужения и обряды, но как отделить от них миссионерство, если кто посторонний заглянул, никто вам не скажет. А уж на улице вообще ничего такого, религиозного – не то что свои гимны в парках распевать или там разговоры о божественном заводить, нельзя даже на службу пригласить.
Зато можно сколько хочешь миссионерствовать на кладбищах и в крематориях. Прочитав про эту дарованную им милость, евангельские христиане старшего поколения вспомнили молодость. Как написал в соцсети один уважаемый адвентист, «наши отцы часто использовали похороны для евангелизационных собраний – похороны могли начинаться в десять утра, а заканчиваться в три-четыре, а потом еще обед в память по усопшему с серией проповедей».
Если уж вспоминать былые «маленькие хитрости», то впору сказать о мощном движении пятидесятников за эмиграцию. В 70-е и 80-е годы прошлого века число тех, кто не желал «хитрить», обходя расставленные советской властью препоны, исчислялось несколькими десятками тысяч. Между прочим, куда больше, чем политических диссидентов. На рубеже 90-х они составили костяк уехавших в Америку, их было более миллиона.
За годы религиозной свободы выросло «непоротое поколение» верующих. В стране около 10 тыс. протестантских приходов, около половины из них зарегистрированы, остальные действуют как религиозные группы.
По новому закону «групповые» миссионеры обязаны будут всегда «иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации». Уф, больше не буду, привел цитату для того лишь, чтобы можно было убедиться в бюрократическом совершенстве нового закона.
Как ни странно, при всем обилии разного рода «реквизитов» ему недостает правовой определенности. При желании можно будет привлечь за разговоры о религии: поди разбери, то ли человек от своей общины разговаривает, то ли сам по себе.
А желание «привлечь» непременно появится. Протестанты на виду и в отличие от исламистов не создают «спящих ячеек», просыпающихся по сигналу. Под фонарем искать экстремизм легко и приятно – всегда будет чем отчитаться перед начальством. Мне пришлось читать немало многостраничных прокурорских представлений в адрес мелких, можно сказать, микроскопических религиозных общин – чего там только нет: и о неправильных вывесках, и о плохо оформленных протоколах, а уж если какая копейка не оприходована, тут вообще целый роман.
Ну пойдут протестанты жаловаться, хоть в КС, хоть куда – их лукаво успокоят: да вы неправильно поняли, гражданам распространять свою веру не возбраняется, поправки относятся лишь к организациям. Да поди докажи, что ты выступаешь от своего имени. Причем если наши, может, еще смогут выкрутиться, то иностранные миссионеры попадают в замкнутый круг: коли въехали по приглашению религиозной организации, стало быть, и проповедовать должны от ее имени, да еще на определенной территории. Иностранцы помянуты не случайно, протестанты как никто другой связаны с зарубежными единоверцами.
На наше счастье, право – это такая штука, совсем не похожая на дышло, куда повернешь, туда и вышло. Вроде ты его тянешь куда тебе надо, а оно скрипит и сопротивляется, если из-под него вытаскивают несущую конструкцию – в данном случае права человека на распространение религиозных убеждений и свободу передвижения. Поэтому лично я сомневаюсь, что «антимиссионерским» поправкам суждена долгая жизнь.
А хорошо бы их «выплеснуть» вместе со всем «пакетом Яровой» до вступления в силу. Что, между прочим, вполне возможно. Не из-за протестантов, конечно, до них никому нет дела. Там есть еще поправки, влекущие колоссальные убытки для сотовых операторов, вот от их лоббистских усилий и зависит нынче религиозная свобода.
Лев Симкин
источник: НГ