21 Июня 2016
Большинство ученых, которые ответили на вопросы в рамках экспертного опроса портала «Религия и право», заявили, что в настоящее время использование понятий «секта» и «сектанты» в масс-медиа неприемлемо. В опросе, проведенном в апреле-мае 2016 года, приняло участие несколько десятков специалистов в области религии.
Среди утверждений, предложенных на выбор, большая часть опрошенных выбрала следующее: «Слова «секта» и «сектанты» являются оскорбительными определениями для верующих нетрадиционных религий и их употребление неприемлемо». Наряду с этим, значительная часть принявших участие в опросе отметило также утверждение: «Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с обычными религиозными объединениями и законопослушными гражданами».
Портал «Религия и право» обратился с просьбой в форме краткого комментария ответить на вопрос: Ваше восприятие понятий "секта" и "сектанты" - влияние на общество и его настроения по отношению к верующим в целом (в свободной форме), их социальности или асоциальности, как воспринимают эти понятия разные категории населения, власть и общество?
Представляем Вашему вниманию отклик на наш опрос.
Екатерина Элбакян, религиовед, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений, эксперт в сфере государственно-конфессиональных отношений:
«Мое восприятие, как религиоведа, секта - это тип религиозной организации, а сектанты - сторонники этой организации - абсолютно без каких-то эмоций и негативных оценок. Мое восприятие как гражданина, живущего в стране, где преследуются религиозные меньшинства, именуемые сектами, исключительно негативное. Считаю, что жонглирование данным термином, вне контекста типологизации религиозных организации, всегда несет в себе негативный смысл, является уничижительным для верующих и зачастую используется в отношении организаций, не являющихся, с точки зрения религиоведения, сектами, не отвечающими признакам секты. Население, власть и общество, находящееся под влиянием непрофессиональных СМИ, воспринимают секту и сектантов однозначно негативно.
Собственно, большинство из тех, кого именуют сектантами, социально весьма активны (а один из признаков секты, как известно, «уход от мира», то есть асоциальность)».
Сергей Иваненко, религиовед, доктор философских наук:
«В современных условиях сектой называют религиозную организацию, не имеющую достаточно прочных связей с элитой общества.
Я не употребляю этот термин по отношению к современным сообществам, так как он имеет оскорбительный характер».
Анатолий Лещинский, доктор философских наук, профессор Казанского федерального университета:
«Восприятие упомянутых понятий и действий, выражающихся в них, зависит от многих факторов - пропаганды в негативистской коннотации, рецидивов асоциальности, влияния и понимания на индивидуальном уровне и т.д. Однако самое важное в деятельности последователей так называемых сект - нарушают они гражданский закон или нет. С этого надо начинать, их восприятие».
Порталом «Религия и право» в мае-июне 2016 года был также проведен интернет-опрос «Образ сект и сектантства в России». В рамках опроса на портале и в социальных сетях приняло участие 900 респондентов, было получено 1558 ответов (каждый респондент мог выбрать несколько ответов). Большинство опрошенных проголосовали за утверждения о том, что понятия «секта» и «сектанты» являются неприемлемыми и оскорбительными. При этом, 14 % высказались за то, что «Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с обычными религиозными объединениями и законопослушными гражданами». Исходя из 29% ответов употребление понятия «секты» является не только оскорблением, но и прямым обвинением в противоправной деятельности – мошенничестве, гипнозе, создании преступного сообщества в целом. В целом более половины данных ответов 64% и более половины опрошенных резко отрицательно настроены в отношении понятий «секты» и «сектанты». У 4% опрошенных антисектантские кампании вызывают чувство ненависти и вражды, 3% готовы запретить «секты».