20 Июня 2016
Определение «секты» является оскорбительным, а «сектантами» называют, как правило, законопослушных граждан. Такой вывод можно сделать из интернет-опроса «Образ сект и сектантства в России», который был проведен порталом «Религия и право» в мае-июне 2016 года. В рамках опроса на портале и в социальных сетях приняло участие 900 респондентов, было получено 1558 ответов (каждый респондент мог выбрать несколько ответов).
Большинство опрошенных проголосовали за утверждения о том, что понятия «секта» и «сектанты» являются неприемлемыми и оскорбительными. При этом, 14 % высказались за то, что «Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с обычными религиозными объединениями и законопослушными гражданами». Исходя из 29% ответов употребление понятия «секты» является не только оскорблением, но и прямым обвинением в противоправной деятельности – мошенничестве, гипнозе, создании преступного сообщества в целом. В целом более половины данных ответов 64% и более половины опрошенных резко отрицательно настроены в отношении понятий «секты» и «сектанты». У 4% опрошенных антисектантские кампании вызывают чувство ненависти и вражды, 3% готовы запретить «секты».
Комментируя интернет-опрос «Образ сект и сектантства в России», руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин подчеркнул, что итоги опроса ярко демонстрируют напряженность, которую сеют антисектантские кампании в прессе. Безусловно, учитывая аудиторию портала «Религия и право», в опросе принимали участие и эксперты, и верующие, которых часто называют «сектантами».
Согласно сложившейся в России практике, от борьбы с сектами и сектантами страдают не столько новые религиозные движения (за исключением Свидетелей Иеговы), сколько неправославные христианские церкви. В антисектантских фильмах и сюжетах на телевидении, наряду с «сатанистами», упоминаются баптисты и пятидесятники и харизматы, адвентисты. Именно с этим связано то, что в рамках интернет-опроса, в котором принимали участие и христиане различных конфессий, лишь у 4% сектанты вызывают ненависть, но большинство, при этом, против употребления слов «секта» и «сектанты» как оскорбительных. 8% признают, что «сектантами» называют совсем не преступников, а именно неправославных христиан. В сумме 7% ответов касаются абсолютного неприятия сектантов вследствие создания преступного образа сект в массовом сознании. По словам Романа Лункина, создается довольно противоречивый образ «сект» и «сектантов» - в сознании людей они ассоциируются, в основном, с преступниками, но используются в отношении обычных граждан. Такого рода ситуация в общественном сознании сложилась в результате массовых кампаний против христианских церквей, не принадлежащих к РПЦ. Эти кампании проводились с конца 1990-х годов православными активистами, а в настоящее время тема «сект» поднимается депутатами Госдумы РФ, которые хотят дать определение «сектантству».
Образ сект и сектантства в России (май-июнь 2016 года)
35%
|
Слова «секта» и «сектанты» являются оскорбительными определениями для верующих нетрадиционных религий и их употребление неприемлемо
|
14%
|
Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с обычными религиозными объединениями и законопослушными гражданами
|
11%
|
Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с мошенничеством
|
11%
|
Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с безумием и гипнозом
|
8%
|
Слова «секта» и «сектанты» употребляются православными в отношении неправославных христиан, а поэтому это приемлемо для всех
|
7%
|
Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с преступным сообществом
|
6%
|
Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с их образами в телевизионных программах и публикациях в газетах и журналах
|
4%
|
Слова «секта» и «сектанты» вызывают у меня чувство ненависти и враждебности по отношению к тем, кого называют «сектой» и «сектантами»
|
3%
|
«Секты» и «сектанты» не должны иметь права проповедовать свою веру, обучать последователей и собирать пожертвования на религиозные нужды
|
1%
|
затрудняюсь ответить
|
| |