25 Мая 2016
Многие, наверное, смотрели нашумевший фильм «Левиафан» о том, как мэр города отбирает все у местного предпринимателя. Эта история списана с американского аналога. В США, как и в России, также есть в далекой глубинке мафия, которая решает все, и для которой человек – ничто. И это губительно сказывается как на правовом сознании людей, так и на их духовной жизни.
В реальности российской провинции, к сожалению, все подчас также трагично, как и в кино. Более того, сюжет оказывается даже более запутанным. Краснодарская история поистине достойна экранизации в рамках какого-нибудь криминального боевика. Беда только в том, что затрагивает она судьбы реальных людей, ломает их жизнь.
В целом это была бы обычная история о том, как у предпринимателя отняли построенный им на продажу жилой дом. Однако по ходу дела история стала обрастать странными обстоятельствами. Итак, Владимир Стуков построил дом на купленной им земле в городе Краснодар. Сначала группа людей, оказывая давление на Стукова, настойчиво требуя купить соседний участок. Поводом для этого было то, что якобы жилой дом построен с мелкими нарушениями. Стуков отказывался, а рэкетиры все поднимали цену, выше и выше – с 2 до 12 млн рублей. В итоге предпринимателю пришлось обратиться в полицию, сотрудники ОБЭП заверили Стукова в том, что все будет хорошо – они дадут ему «куклу», он ее даст в качестве взятки, и вымогателей возьмут с поличным. Так и сделали: была проведена операция, рэкетиров взяли с поличным, была акция по их захвату во время передачи денег.
Вроде бы на этом история должна была бы и закончится – жильцы бы получили свои квартиры в построенном доме, «просители» были бы осуждены, то есть получили бы по заслугам, а Стуков продолжил бы строить жилье для граждан. Однако все пошло по другому сценарию.
Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело по факту вымогательства у Стукова средств за участок. Есть официальный отказ в возбуждении уголовного дела, в котором отмечается, что следователи не увидели состава преступления материалах, предоставленных ОБЭП, в том числе в видеоматериалах, то есть в факте передаче средств, которые вымогались группой лиц. Еще в 2013 году брат Стукова А.А. Накул обращался в полицию по факту вымогательства денежных средств рядом лиц. НО следователь ОВД 1 отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Краснодарскому краю М.В. Горб вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Как это часто бывает в России, стремление самого предпринимателя выйти из непростой ситуации обернулось уголовным делом уже против него самого – оно было возбуждено в марте 2016 года. Прежде всего, потому что он оказался в этой истории лишним звеном. Именно он мешал полностью забыть о несостоявшемся уголовном деле о вымогательстве денег.
И теперь самое интересное. А с чего это следователи отпустили «просителей» и закрыли дело? Среди местной общественности бытует мнение, что Стуков перешел дорогу «команде» судьи Прикубанского районного суда Александра Беспалова (судья Беспалов также упоминается в материале «На смену «кущёвским» пришли «бударинские»». Владелец банка «Кубань-кредит» Виктор Бударин дрессирует силовиков и судей Краснодарского края. Московский монитор, 19 декабря 2015 г., http://mosmonitor.ru/articles/society/na_smenu_kuschyovskim_prishli_budarinskie). Прикубанская районная прокуратура также не стала вмешиваться в это дело.
Не можем утверждать, так это или нет, но последствия упорства предпринимателя, который не хотел расплачиваться за построенный им же дом с посторонними людьми, не заставили себя ждать.
Судебные решения по поводу сноса дома заслуживают особого внимания. Администрации Краснодара еще в 2012 году обнаружила, что от стен дома до соседнего участка строителями не соблюдено определенное расстояние, а значит, строение может нарушать интересы смежных землепользователей. Но тогда в 2012 году и Прикубанский суд и судебная коллегия краевого суда вынесли решение в пользу Стукова, решив, что многоквартирный дом не нарушает права и интересы других лиц. И судебное решение вступило в силу. Но в 2013 году уже по другому заявлению лиц (собственника смежного участка Рейварта А.И.), связанных с теми, кто «просил» у Стукова деньги, тот же Прикубанский суд вынес решение об аресте дома и о его сносе, причем без участия жильцов и самого предпринимателя. Стуков был уведомлен о сносе своего дома по почте. По странному стечению обстоятельств сосед Стукова (Рейварт А.И.) купил участок в 2012 году, когда уже дом стоял, как-будто специально, чтобы подать жалобу в суд. Причем, сосед стал собственником земли сельскохозяйственного назначения, которая не передается в собственность частным лицам.
В итоге довольно оперативно в октябре-ноябре 2015 года в Краснодаре был снесен жилой дом, построенный Владимиром Стуковым. Служба судебных приставов требует с него теперь 6 млн рублей в качестве оплаты сноса его дома.
Против самого Стукова возбуждено уголовно дело за мошенничество при строительстве – якобы он и не собирался продавать квартиры жильцам, хотя дом был в реальности и сносил его не бизнесмен, а судебные приставы. Согласно Уголовному кодексу РФ, Стукову теперь грозит еще и до 10 лет лишения свободы.
Но и это еще не все. Помимо этого, прежние «просители» через третьих лиц предлагают «уладить дело», но уже за 24 млн рублей.
По словам, предпринимателя, «против меня запущена беспощадная машина правоохранительных органов. Эта машина перемелет все, что хочешь». Владимир Стуков направлял обращение с подробным изложением обстоятельств своей трагедии во все органы власти – от президента РФ В.В. Путина до председателя Краснодарского краевого суда, ФСБ и прокуратуру. Никакого ответа предприниматель не получил, и, вероятно, не получит. «Левиафан» никогда не отступает, хотя всегда хочется надеяться на лучшее. У бизнесмена еще остается надежда на то, что вышестоящие следственные органы проверят и законность решений о сносе его дома, и обстоятельства, при которых появилось дело о «мошенничестве» после того, как сам предприниматель оказался жертвой по сути рэкета. Краснодарский край и так печально известен своими криминальными разборками, и рано или поздно очищение правоохранительных органов и общества будет происходить. Тяга к справедливости сильнее беспощадного «Лефиафана».
Антон Алябьев.