В Петербурге ученые и правозащитники дали рекомендации по преодолению дискриминации верующих в России
28 Апреля 2016
В религиозной жизни и в государственно-церковных отношениях накопилось достаточное количество проблем и точек напряжения. Об этом говорили участники Международной научно-практической конференции «Религия на общественной арене: проблема дискриминации по религиозному признаку», которая состоялась в Петербурге 26 апреля 2016 года.
Организаторами конференции стали Информационно-аналитический центр «Сова», Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, Гильдия экспертов по религии и праву при поддержке Научно-методического совета по религиоведению Академии просвещения и дополнительного образования, МОО Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Эксперты, юристы, представители религиозных организаций обсудили проблемы дискриминации по религиозному признаку в свете изменения религиозного законодательства, причем, как тех изменений, которые уже сделаны, так и тех, которые должны произойти.
С приветствиями конференции выступили представитель Еврокомиссии Татьяна Бокарева и профессор, доктор социологических наук Михаил Смирнов. Доклады представили директор Центра «Сова» Александр Верховский, сопредседатель Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву Инна Загребина, эксперт Центра «Сова» Ольга Сибирева, юрист Центра обществ сознания Кришны в России Михаил Фролов, профессор кафедры социологии и управления социальными процессами Академии и труда и социальных отношений Екатерина Элбакян, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин, руководитель отдела общественных связей и религиозной свободы Западно-Российского союза Церкви христиан адвентистов седьмого дня Василий Ничик и другие.
Большинство участников отметили значение доклада по ксенофобии и дискриминации, который опубликовал Центр «Сова», так как по существу это единственный доклад на данную тему в России. Было предложено разослать этот доклад в правоохранительные органы, прокуратуру и органы Минюста РФ. Александр Верховский и Ольга Сибирева отмечали противоречия политики в отношении верующих, в частности, гонений в отношении Свидетелей Иеговы, предвзятость органов власти, которые под давлением православных активистов отменяют концерты рок-групп и спектакли, неэффективность антиэкстремистской политики. По словам Верховского, часто правоохранительные органы используют различные предлоги для того, чтобы поставить под контроль «ваххабитов», но делают только хуже – предъявляют абсурдные обвинения, пытаются осудить совсем не за то, за что хотели бы, а за то, что проще всего. На деле это приводит только к возмущению верующих и радикализации части из них.
Адвокаты Инна Загребина и Анатолий Пчелинцев подчеркивали ксенофобский характер нынешнйе антисектантской борьбы и попыток ввести понятие «секта» в законодательство. Кроме того, уже введенные в действие поправки о религиозных группах могут привести и уже приводят к нарушению конституционных прав верующих на свободу совести. А местные власти не знают, как применять такого рода законодательство. Функции контроля религиозной деятельности дублируются у прокуратуры и Минюста РФ, тем самым, создается поле для произвола и вседозволенности при проверках. Социолог Роман Лункин подчеркивал, что преодолению дискриминации будут рано или поздно способствовать сами религиозные объединения, когда органы власти осознают их полезность для общества. Во многих регионах это уже происходит, и христианские церкви и чиновники понимают, что борьбы с «сектами», изменения в законодательство носят по сути антирелигиозный характер и направлены или будут направлены в конечном счете против любой религии, как это и было в советское время.
Как справедливо отметил профессор Михаил Смирнов, многими забыта такая небольшая книжечка, как Конституция РФ. Если взять и почитать ее, то там найдется много интересного и неожиданного в современной ситуации. Особенной насмешкой сейчас звучит ст.2 нашего Основного Закона: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».