О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Когда единственная вина – ее отсутствие. Кампания против Свидетелей Иеговы

  версия для печатиотправить ссылку другу
Когда единственная вина – ее отсутствие. Кампания против Свидетелей Иеговы
13 Апреля 2016

По всей стране разворачивается массированная кампания, в ходе которой правоохранительные органы подбрасывают гражданам инкриминирующие улики, чтобы затем оштрафовать их и ограничить их права. Самара, Севастополь, Архангельск, Тюмень, Биробиджан, Саранск, Петропавловск-Камчатский, Саратовская и Ярославская области, Краснодарский и Приморский края, Калмыкия, Дагестан, Карачаево-Черкесия – список растет едва ли не с каждым днем. Все инциденты, которых уже больше 20 по всей стране, хорошо задокументированы.

Речь не идет об опасной мафиозной группировке, которую решили остановить полулегальными методами, как в кино про храбрых полицейских. Вы удивитесь, но во всех случаях жертвами кампании становятся мирные, законопослушные граждане, которые никогда не привлекались к уголовной ответственности и даже не подозревались в преступной деятельности. Целью атак становятся официально зарегистрированные местные религиозные организации (МРО), а единственная «вина» их членов состоит в том, что они исповедуют религию свидетелей Иеговы. Это происходит в светском государстве, в конституции которого прописано, что никакая религия или идеология не может признаваться единственно верной.

Правоохранительные органы, обычно ФСБ, подбрасывают в богослужебные здания свидетелей Иеговы литературу, объявленную экстремистской, а затем сами же ее «находят». Как видно на вышеприведенном видеоролике, часто это делают «подсадные утки», которые могут даже некоторое время приходить на богослужения и имитировать искренний интерес. Это может делаться или незадолго до обыска, или прямо во время него: сотрудник просто кладет литературу в шкаф и сам же ее «находит».

Дальнейшее – дело техники. По отработанной схеме прокуратура выносит предупреждение, а суд ликвидирует МРО, которое является владельцем данного здания. После серии ликвидаций МРО можно ликвидировать и «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», центральную организацию верующих. И 2 марта 2016 года Управленческий центр уже получил от Генпрокуратуры РФ официальное предупреждение.

Иронично, что в этом предупреждении требуется в двухмесячный срок «устранить нарушения». Под нарушениями понимается, очевидно, как раз распространение «экстремистской» литературы. Поскольку распространением такой литературы занимается ФСБ, которая активно распространяет ее по богослужебным зданиям свидетелей Иеговы, данное предупреждение стоило адресовать именно этому ведомству. Хотя, сдается, это не возымеет никакого эффекта.

Зачем искать то, чего нет?

Фальсификация улик – дело неприятное, рискованное и во всех отношениях грязное, это всегда последний шаг, на который идут тогда, когда не осталось уже никакой возможности доказать вину законными способами. Тогда приходится эту вину изобретать. Удивительно, что правоохранительные органы, вместо того чтобы защищать граждан от преступников, бросают ресурсы на то, чтобы превращать граждан в преступников. Это делается с энергией, достойной куда лучшего применения.

Не только в России, но и в некоторых других странах в разные годы предпринимались попытки доказать виновность свидетелей Иеговы в преступлениях против общества или государства. В России для этого есть все необходимое и даже более того. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» дает очень широкие возможности по ликвидации религиозных организаций на самых разных основаниях: посягательство на права граждан и целостность семьи, призывы к нарушению законов, нанесение ущерба нравственности, нарушение общественного порядка, использование психотропных средств и гипноза и многое в подобном роде. Бери да запрещай, оснований для этого – масса.

Но несмотря на это, в России никогда не удавалось доказать вину свидетелей Иеговы по любому из этих пунктов. Московский процесс в Головинском суде увяз и рассыпался после нескольких лет напряженнейших усилий антикультистов. Более того, Евросуд обязал власти еще и выплатить верующим компенсацию. А в 2011 году в Европейском суде антикультистам из России не удалось доказать ни один пункт своих обвинений против свидетелей Иеговы: разрушение семей, контроль сознания, отказ от медицинской помощи, отказ от исполнения гражданских обязанностей.

Вот что пишет доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев о деятельности известного «сектоведа» Александра Дворкина:

«Все публикации, которые делает господин Дворкин, чрезвычайно эмоциональны, в них, как правило, нет репрезентативных данных, они не основаны на конкретных фактах, а в основном на предположениях. Так, он любит утверждать, что в сектах насилуют, убивают, совершают отчуждение имущества, однако когда мы обращаемся к официальной судебной статистике и статистике правоохранительных органов – то видим, что ничего подобного нет».

Именно поэтому в России пришлось изобретать такую уникальную юридическую (а точнее, псевдоюридическую) инновацию, как статью за «экстремизм», аналогов которой не существует ни в одной стране. Под экстремизмом обычно понимается то, что некая религия считает себя правильной, а другие – неправильными или как минимум менее правильными. Таким образом, то, что существует во всех религиях мира без исключения, выборочно инкриминируется только свидетелям Иеговы и единичным неугодным группам. Абсолютно нелогично и безнравственно то, что мирные граждане, которые принципиально отказываются даже брать в руки оружие, сегодня ставятся в один ряд с экстремистами, террористами и уголовниками.

Некоторые журналисты и чиновники искренне верят в то, что литература свидетелей Иеговы является экстремистской, и с удовольствием рассказывают о том, как правоохранительные органы мужественно изъяли ту или иную партию литературы, будто речь идет о наркотиках. На самом деле весь «экстремизм» суды усматривают в таких фразах, как: «Хотя Иосия был маленьким, он уже понимал, что нужно дружить с теми, кто служит Иегове». Или: «Люди поклоняются многому. Но в Библии говорится, что есть лишь один истинный Бог».

В докладе правозащитного центра «Сова» о неправомерном антиэкстремизме в 2015 году говорится:

«Антиэкстремистское законодательство с его неопределенными формулировками прекрасно подходит для преследования политических оппонентов или иных групп, выделяющихся из мейнстрима… Увеличивается давление… на заведомо безобидных свидетелей Иеговы».

Получив в свои руки такой сомнительный, но работающий козырь, власти сначала принялись провоцировать свидетелей Иеговы на то, чтобы они сами, своими руками давали людям «экстремистскую» литературу. С этой целью к ним подсылались провокаторы, как например в Кирово-Чепецке в 2010 году или в Архангельске в 2015. Эта тактика практикуется уже достаточно давно. Однако у нее есть один минус: верующие никогда не дают литературу в массовом количестве – а именно «массового» распространения требует закон о противодействии экстремизму. Если попросить ящик литературы, это всегда подозрительно.

И вот теперь эта порочная тактика получает дальнейшее развитие. Окончательно убедившись, что доказательств преступлений свидетелей Иеговы не существует (иначе они бы активно использовались в залах судов), а спровоцировать их на нарушения сложно, власти принялись такие нарушения напрямую фальсифицировать, подбрасывая литературу своими силами. Обжаловать такие действия в судах невозможно, как показал опыт, зато правоохранители получают карт-бланш на любые, самые агрессивные действия в отношении верующих.

Некоторые грустные выводы

Фабрикация улик – изобретение не новое. Как здесь не вспомнить евангельскую параллель, когда против Христа сначала пытались найти улики, но, не найдя, прибегли к лжесвидетелям?

«Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны» (Евангелие от Марка 14:55, 56).

В советские времена свидетели Иеговы обвинялись в антисоветской пропаганде, шпионаже на США, разжигании империалистических войн и других нелепостях, которые изобретались в тиши кабинетов КГБ. Позже эти обвинения были сняты, а сами верующие – реабилитированы как жертвы политических репрессий. Но даже тогда КГБ не опускался до такой грязной работы, как подбросы в дома верующих, а пытался действовать, как бы сегодня сказали, более креативно.

В каком-то смысле свидетели Иеговы получили подарок от власти, ведь кампания фабрикации улик против них говорит о том, что не существует никаких доказательств их настоящих, реальных преступлений. Власть красноречиво показала, что не смогла найти против верующих никаких улик, и это со всеми ее ресурсами и возможностями. Это стоит учитывать журналистам, которые хотят освещать эту проблему. Но одновременно власть показала, что для достижения идеологических задач она снова, как и в советские годы, готова действовать неправовыми методами.

Политика подбросов ведет к нравственной деградации правоохранительных органов, и чем шире она практикуется, тем меньше в них остается места для честных людей. Когда от тебя требуется подбросить улики невиновным людям или засудить их, ты вынужден или положить удостоверение на стол, или выполнить грязный и аморальный приказ – неизбежно пойдя на компромисс с собственной совестью. Увы, все чаще сотрудники правоохранительных органов выбирают второе.

Этот процесс, как гангрена, способен разрушить и уже разрушает правоохранительные органы, которые практически перестают быть право охранительными. Это может иметь крайне негативные последствия для всего общества, которое эти органы призваны защищать.

Антон Чивчалов






также в рубрике ] мы: