6 Апреля 2016
В Библиотеке иностранной литературы в Москве 5 апреля состоялась публичная лекция «Российский протестантизм и русская культура» с последующей дискуссией вокруг обозначенной темы. В качестве докладчика выступил Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, зам. главного редактора журнала «Современная Европа». Организатором лекций и семинаров сектора религиозной литературы ВГИБЛ является известный философ и востоковед Евгений Рашковский, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Реакция представителей различных вузов и учреждений РАН, а также разных церквей, показала, что данная тема становится все более актуальной, а не маргинальной, как было раньше. По словам докладчика, кому-то инкультурация российского протестантизма может показаться подрывом основ духовной традиции, противостоянием с РПЦ, с русской культурой и историей, то есть темой русофобской. Однако в реальности исторический протестантизм, представленный лютеранством, и евангельское движение (баптисты, евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты) стали частью российской политической культуры, гражданского общества, поп-культуры.
Пасторы, как отметил Роман Лункин, прошли путь от стремления реформировать православие или мимикрировать под него, подражать, до осознания своей самостоятельной роли рядом с РПЦ, в православно ориентированном обществе. Об обновлении православия и реформации писал еще лидер евангельских христиан Иван Проханов. В 1990-е годы служители также надеялись на диалог с РПЦ и евангелизацию православия с тем, чтобы вместе изменить страну. Ассоциация «Союз христиан» при ушедшем из жизни Игоре Никитине разрабатывала концепцию борьбы византинизма и евангелизма в русской истории — стремление увидеть проблески открытой евангельской веры в новгородских еретиках и в служении преп. Серафима Саровского. В русле поисков своего исторического места были также и отдельные попытки стать православными протестантами — создать церковь с православным обрядом, использовать иконы, носить рясу с крестом и бороду. Иллюзии изменения РПЦ, диалога с православием рассеялись. Однако осталась символика, которая позволяет быть на одном политическом уровне с представителями РПЦ - повсеместно объединения церквей именуются епархиями, старшие пасторы епископами, некоторые архиепископами, есть Дома молитвы, построенные в православном стиле. Особое внимание докладчик уделил попыткам выработать патриотическую программу и найти свое место в истории в ходе Евангельских Соборов, которые протестантские общины, в основном, пятидесятники, проводят с 2010 года. Часть доклада была посвящена анализу Религиозно-философских докладов, которые выпускались Соборами.
Социолог подчеркнул, что никакие испытания (в том числе, украинский кризис) уже не в силах поколебать евангельское сообщество России – верующие все смелее заявляют о себе именно как члены церкви в публичном пространстве – в политике, среди депутатов и мэров, в социальном служении, бизнесе, спорте, поп-музыке: «Проповедники черпают свое вдохновение из Евангелия, они заражают своей верой, которая идет, в том числе, от почвы — от ощущения своей укорененности в культуре и на русской земле. Достижения современных церквей, их уверенность в своей общественной миссии, во многом объясняются той силой, которая была заложена пасторами-героями веры в советское время, памятью о тех лишениях, которые были в советский период. А это значит, что российский протестантизм до сих пор развивался по инерции и находится в начале своего пути - выработки нового полноценного понимания своей роли в русской культуре и демократическом обществе, чтобы «открыть Россию для Слова Божьего»».
Докладчик также ввел понятие - протестантское почвенничество – для описания мировоззрения постсоветских евангельских церквей путинского времени.