24 Марта 2016
(…) Настораживает ряд негативных факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние прав человека:
- рост агрессивного поведения, непримиримости и неприятия иной точки зрения в противостоянии разного рода групп гражданских активистов по мировоззренческим, политическим и иным мотивам. Крайним выражением происходящей поляризации стало столкновение воинствующего мракобесия с одной стороны и разнузданно-вульгарных "арт-провокаций", осознанно направленных на унижение и оскорбление общепризнанных человеческих ценностей и ничего общего не имеющих с искусством - с другой.
Нельзя не обратить внимание и на следующее обстоятельство. Важнейшие регуляторы общественных отношений: право, мораль и нравственность - теснейшим образом переплетены друг с другом. Эрозия последних неизбежно ведет к разрушению законности. Но моральные и нравственные принципы во многом имеют своим истоком религиозные воззрения, а не только утвердившиеся в обществе традиции светского характера. Для многоконфессиональной России это имеет огромное значение. И дело не только и не столько в свободе совести, сколько в общем принципе светского государства. Необходимо привести основополагающие постулаты той или иной конфессии в соответствие с принципиальными положениями светского государства путем достижения консенсуса между всеми сторонами. Если основополагающие религиозные ценности какой-либо конфессии входят в конфликт с базовыми принципами светского правового государства, то это может стать дополнительным и весьма существенным риском для сохранения общественного согласия, которое зиждется на основе признания единого конституционно-правового пространства. Конфликт такого рода может привести как к искажению правового сознания, так и к определенному "повреждению" нравов.
(…)
Для успешного противодействия терроризму в любой стране недостаточно антитеррористической деятельности спецслужб. Каждый ее гражданин должен быть вооружен антитеррористическими знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения личной и общественной безопасности в современных условиях.
При этом борьба с терроризмом на любом уровне должна вестись на основе уважения прав человека и законности. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в рамках своей компетенции участвует в мероприятиях по противодействию таким опасным общественным явлениям, как религиозный радикализм, экстремизм и терроризм. (…)
Религиозные объединения
По данным Минюста России, на 1 октября 2015 года в России зарегистрировано 27 978 религиозных организаций, из них централизованных - 565 (в том числе 363 действуют на территории двух и более субъектов Российской Федерации, 243 - на территории одного субъекта), местных религиозных организаций - 26 342 (в том числе 216, не входящих в структуру централизованных религиозных организаций). Их количество неуклонно растет (на 1 января 2015 года - 27 496) и составляет в два раза больше, чем в РСФСР (на территории Республики Крым и города Севастополя зарегистрировано 335 религиозных организаций).
Нередко под прикрытием религиозных объединений действуют тоталитарные, деструктивные организации сектантского типа, деятельность которых носит экстремистский характер. Наиболее зримым примером в этой сфере является деятельность запрещенной в России террористической организации "Исламское государство". В этой связи Уполномоченным неоднократно отмечалась опасность того, что под видом свободы вероисповедания может быть создан простор для злоупотребления группами граждан псевдорелигиозной направленности, преследующих порой экономические, идеологические, криминальные и даже политические цели, что чревато острой внутриконфессиональной конфронтацией, массовыми проявлениями религиозного фанатизма и экстремизма, культивирования асоциальности, отрицания конституционных обязанностей, нанесения ущерба нравственному, психическому и физическому здоровью их последователей и окружению.
В 2015 году произошла либерализация законодательства о статусе религиозных объединений и расширения их правомочий: обучение религии и религиозное воспитание такими объединениями не являются образовательной деятельностью и не подлежат лицензированию; установлен запрет на отнесение религиозных текстов Библии, Корана, Танах и Ганджур к экстремистским материалам, закреплен механизм взаимодействия ФСИН с ведущими российскими конфессиями, религиозные объединения выведены из-под действия целого ряда статей Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях", ограничивающего возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности за деятельностью НКО и сдачи ими отчетности.
По поводу ряда положений законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" Уполномоченным были направлены в Государственную Думу замечания и предложения, часть из которых была законодателем учтена. Тем не менее, некоторые принципиальные предложения, к примеру, об установлении разумно короткого срока ожидания заявителем наделения религиозной группы статусом юридического лица остались без внимания. Это привело к тому, что теперь статус юридического лица религиозной группе предоставляется автоматически, причем наделяет вновь образованную религиозную организацию значительным комплексом правомочий и доступом к специальным льготам и правам. После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 261 в реестр зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций внесены сведения о 703 религиозных организациях (в том числе о 199 религиозных организациях, действующих в Крымском федеральном округе), а также поступило 32 уведомления о начале деятельности религиозных групп.
Защита конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания находится на постоянном контроле Уполномоченного, в том числе по вопросу дальнейшего совершенствования законодательства с учетом опыта зарубежных государств и в соответствии с выработанной государством целостной концептуальной моделью политики в сфере национальной безопасности и защиты прав граждан. Зарубежный опыт учитывается в части установления требований к численности граждан для наделения религиозной группы статусом юридического лица, совершенствования института государственной религиоведческой экспертизы, поэтапного наделения групп специальными налоговыми льготами и публичными правомочиями после "разумно короткого срока ожидания", возложения полномочий по изучению новых религиозных движений и обобщения правоприменительной практики в целях защиты прав граждан, ужесточения ответственности за злоупотребление свободой совести и вероисповедания.
(….)
Подготовка запросов
Одной из форм деятельности в сфере совершенствования законодательства о правах человека является обращение к государственным органам или должностным лицам о содействии в предоставлении актуальной информации и статистических данных, необходимых для принятия решения. В 2015 году Уполномоченным было направлено 302 запроса в компетентные органы.
Пример 26. Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"", разработчиком которого выступило Министерство юстиции Российской Федерации, изменен порядок создания и организации деятельности религиозных объединений. В этой связи Уполномоченному поступают обращения с предложениями об уточнении процедуры проведения государственной религиоведческой экспертизы: понятий и целей, правового статуса и ответственности экспертов, порядка проведения, формирования и организации деятельности Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы, требований к его заключению и правовым последствиям. В частности подчеркивалось, что закрытость и недоступность данной информации для граждан не способствует повышению уровня доверия населения к органам публичной власти и не соответствует статье 29 Конституции Российской Федерации. 16 декабря 2015 года от Минюста России был получен ответ, на основе которого может быть продолжена подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
Пример 27. Обращения, поступившие к Уполномоченному в 2015 году, послужили поводом для обнаружения недостатков в правовом регулировании порядка получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в формах семейного образования и самообразования, а также в частных образовательных организациях, в том числе с религиозным компонентом. В связи с этим была инициирована работа по изучению и обобщению данных в сфере образования с целью подготовки предложений по совершенствованию регламентации данной сферы правоотношений. Мэру города Москвы С. Собянину был направлен запрос о предоставлении информация за 2010-2015 годы, которая в полной мере отразила бы реализацию москвичами конституционного права на получение общедоступного и бесплатного образования. (…)
Источник: http://rg.ru/2016/03/24/ombudsman-doklad-dok.html#letter/document/79582