9 Марта 2016
Принято считать, что государство защищает своих граждан. Именно для этого существуют правоохранительные органы. Но иногда происходит наоборот: представители власти нападают на граждан, пользуясь их беззащитностью перед государственной машиной, и вдобавок лишают всяких средств для юридической защиты, когда и судебные, и надзорные органы, и сами законы просто перестают работать. История, которая разворачивается в Архангельске, является одним из многих примеров, но она красноречиво показывает глубину тех практик, которыми сегодня не брезгуют некоторые чиновники.
Началась она 3 апреля 2015 года, когда в богослужебное здание местной общины свидетелей Иеговы, которая официально зарегистрирована в управлении юстиции и не нарушает ни один закон, пришли с обыском несколько сотрудников ФСБ. Показав постановление об обыске, подписанное генерал-майором ФСБ Татауровым В.Ф., они сразу же, на глазах у изумленных верующих, под видеосъемку, осуществили – по словам самих верующих – подброс «экстремистской» литературы в шкаф для книг. Даже понятые при этом старались сделать все возможное, чтобы скрыть момент подброса от верующих. При этом у руководителя местной религиозной организации (МРО) Александра Парыгина, а также у его жены, были заблокированы телефоны, так что они никому не могли позвонить и никто не мог позвонить им.
Мы написали «экстремистская» в кавычках, потому что весь «экстремизм» свидетелей Иеговы власти усматривают только в том, что те считают свою религию правильной – как будто существует религия, считающая себя неправильной. И заметьте, насколько лукавая при этом используется тактика: сначала некая литература объявляется «экстремистской» за то, что называет определенную религию правильной, а затем эта же литература подбрасывается верующим, чтобы инкриминировать им ее хранение и затем делегализовать их вероисповедание, превратив их, по сути, в преступников. Так уже произошло в Таганроге, где людям официально, решением суда отказывают в праве верить в Бога согласно своей совести и убеждениям.
В архангельском богослужебном здании неожиданно, прямо в шкафу с литературой, были «найдены» 11 брошюр, внесенных в Федеральный список экстремистских материалов, хотя верующие тщательно следят за тем, чтобы такой литературы в здании не было. На видеозаписи видно, как один из сотрудников подходит к шкафу, достает что-то из кармана, затем быстро берет из шкафа пачку литературы и, даже не обыскав ее, говорит понятым: «Внимание, смотрите!» Когда позже суд спросит у этого сотрудника, что он делал у шкафа с литературой и зачем рылся по карманам, он невинно ответит: «Проверял, на месте ли удостоверение».
Несколькими месяцами позже, 16 декабря, был осуществлен еще один подброс – на этот раз в автомобиль к Александру Парыгину. Правоохранители снова прибегли к постановочному обыску, который совершается только с одной целью – «найти» литературу, которую сами же подбросили. При этом, были грубо нарушены его права: ему запретили звонить адвокату и жене, прослушивали его телефон, изъяли и так и не отдали личные вещи, включая компьютеры.
В ходе отрежиссированного обыска в автомобиле Парыгина на видном месте была неожиданно «найдена» пачка из 31 брошюры, которые свидетели Иеговы уже давно не используют, причем с надписями, которые они не использовали никогда. Например, на пачке было написано: «Раздать до 15 января 2016 года». Позже верующий, оштрафованный на 1500 рублей, напрасно доказывал в суде, что таких надписей на литературе свидетелей не бывает, а слова «раздать» в принципе нет в их лексиконе. Режиссер этого спектакля даже не попытался изобразить что-то похожее на то, что бывает у свидетелей. Суд это не интересовало. Как не интересовало его и содержание пачки, которая не вскрывалась в ходе слушаний. Парадоксально, но ни прокурор при составлении протокола об административном правонарушении, ни судья при вынесении обвинительного вердикта не исследовали литературу, из-за которой Парыгин был оштрафован и обратился в суд.
Но наступление на свидетелей Иеговы в Архангельске идет не только по линии ФСБ. Одновременно с подбросами литературы Управление Министерства юстиции по Архангельской области решило оштрафовать МРО за формальные нарушения в уставе МРО, и это несмотря на то, что ранее это же управление утвердило данный устав и не нашло в нем никаких нарушений. Однако летом прошлого года чиновники неожиданно решили, что в уставе неправильно сформулированы цели и задачи – и даже не столько сформулированы, сколько оформлены. Эта претензия не основана ни на одной норме закона, но верующим так и не удалось опротестовать абсурдный штраф. Ни у кого в Архангельске нет сомнений, что это лишь очередная фаза в цикле попыток сфальсифицировать обвинения против свидетелей Иеговы и таким образом ликвидировать их МРО, для чего используются самые изощренные способы.
Не отстает и законодательная власть. В декабре 2015 года Архангельская Областное собрание окончательно приняло так называемый закон о миссионерской деятельности, который предполагает, что гражданам придется получать специальное разрешение только для того, чтобы поговорить о своей вере (все хорошо понимают, кому такое разрешение дадут, а кому – нет). В феврале этого года архангельские депутаты даже предложили Госдуме внести соответствующие поправки в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», чтобы прописать в нем понятия «миссионер» и «миссионерская деятельность». Так делается попытка отменить статью 28 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения».
Нет вины – придумаем
Сам факт того, что властям приходится прибегать к подбросам и различным бюрократическим зацепкам, прямо говорит о том, что нет никаких других доказательств правонарушений свидетелей Иеговы, на которых их можно было бы поймать. Ведь какой смысл подбрасывать литературу, будь у них настоящие нарушения? В отсутствие реальных нарушений приходится изобретать мнимые. Если нет состава преступления – создадим, придумав «экстремизм» там, где его не видит никто в мире. Если нет улик – подбросим, благо что это несложно, технология давно известна. Так мирные, законопослушные граждане превращаются в преступников только потому, что «неправильно» верят в Бога.
Подобные технологии местные власти отточили до совершенства, они уже «успешно» использовалась в Белгороде, Самаре, Тюмени и других городах. В некоторых случаях верующим удавалось пресечь такие попытки, например в Севастополе и Балаково, но это получается не всегда. В ряде случаев подбросы тоже были засняты на видео, причем еще более явно, чем в Архангельске, но это точно так же не интересовало суды. Парадоксально, но верующим приходится устанавливать видеокамеры для защиты не от преступников, а от тех, кто призван от этих преступников защищать.
Алгоритм действия властей очень простой: после подброса достаточно предупреждения прокуратуры, и затем МРО можно ликвидировать быстрым решением суда. В Архангельске такое предупреждение было выдано 11 июня 2015 года, дважды было обжаловано (в районный суд и областной), и дважды безрезультатно. Судьи не были готовы даже выслушивать свидетелей Иеговы, хотя в обоих случаях подбросы были слишком очевидны для всех участников процессов. Примечательно, что такие же брошюры (те же самые?), что были найдены у Парыгина, чуть ранее были конфискованы у другого местного свидетеля Иеговы. Однако он, в отличие от Парыгина, не был членом МРО, что технически не позволяло использовать факт хранения литературы против организации.
Власти активно используют провокаторов и прочих агентов, которые внедряются в общины верующих и пытаются спровоцировать их на различные нарушения либо просто следят. Так, в Архангельске как минимум один человек, посещавший богослужения свидетелей Иеговы, еще в 2014 году прямо признался, что ФСБ предлагало ему подбросить им литературу, но он отказался. Еще один человек откровенно провоцировал свидетелей на то, чтобы они давали ему «экстремистские» публикации. Позже он неожиданно оказался на суде в качестве свидетеля от ФСБ. Еще в одном случае обыск проводил сотрудник полиции, который до этого сам активно общался со свидетелями Иеговы и изучал вместе с ними Библию.
Несмотря на грубейшие нарушения при обысках, архангельским свидетелям Иеговы не удалось даже просто подать жалобу на эти нарушения: и районный, и областной суды просто отклонили иски, мотивировав это (только вдумайтесь) невозможностью вмешиваться во «внутренние дела ФСБ». Таким образом, констатируется, что ФСБ является неподсудной организацией, от которой невозможно защититься, действия которой невозможно обжаловать.
Когда суды все-таки разбирают действия ФСБ, происходят самые удивительные вещи: судья, готовый выслушивать свидетелей, может смениться на такого, которого необычайно раздражает само их существование; или же судья, который на первом заседании был готов честно разобраться в ситуации, ко второму заседанию неожиданно меняется в лице, становится раздражительным и хочет быстрее закончить дело – опять-таки с нужным вердиктом; суд отказывает в проведении любых экспертиз, на которые истцы (свидетели Иеговы) имеют полное право; суд удаляется на совещание и фактически не совещается, а сразу оглашает вердикт. Все это верующие в Архангельске наблюдали уже неоднократно, видя, как вся юридическая машина превращается в фикцию, когда где-то вверху нажимается нужная кнопка.
В поисках причин
Еще в 2011 году Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин направил письмо тогдашнему министру по региональной политике Архангельской области Александру Беляеву. В письме омбудсмен обратил внимание на следующее:
"Религиозные организации свидетели Иеговы являются признаваемыми законом и легально действующими российскими религиозными организациями, а их последователи – это граждане Российской Федерации, чьи права не могут быть произвольно ограничены по причине их мировоззренческого выбора и членства в той или иной церкви."
В письме обращалось внимание на нарушения, которые власти Архангельской области допускали в отношении свидетелей Иеговы, пытаясь чинить им различные препятствия, и предписывалось их устранить. Прошло пять лет, но ситуация только ухудшилась. К сожалению, министр Беляев ушел из жизни в 2012 году. Новые власти региона уже не просто «произвольно ограничивают» права граждан по религиозному признаку, но перешли в агрессивное неправовое наступление на них.
Понять, что происходит в Архангельске сегодня, помогают заявления исполняющего обязанности губернатора Игоря Орлова. В своем интервью официальному сайту Архангельской и Холмогорской епархии он прямо заявил, что намерен «делегализовать» свидетелей Иеговы в области. Он сказал, помимо прочего: «Человек может поклоняться Перуну или кому угодно, но не должен наносить вред окружающим и заставлять их совершать противоправные поступки».
Какие именно противоправные поступки совершают архангельские свидетели, губернатор решил не уточнять. Он не может не знать, что свидетели никого не убили и не ограбили, что в прокуратурах города и области нет ни одного возбужденного дела по их правонарушениям, ни одного иска, ни одного пострадавшего – ничего, ноль. Но губернатор снова и снова рассказывает о мифических нарушениях свидетелей, не приводя ни одного факта.
Знает ли губернатор о каких-то тайных, особо загадочных преступлениях свидетелей Иеговы, о которых не ведают полиция и прокуратура, но молчит при этом, судить сложно. Зато общеизвестна его дружба с новым митрополитом Архангельским и Холмогорским РПЦ Даниилом. Ни тот, ни другой этого не стесняются, открыто говоря в прессе, что власть должна помогать церкви в борьбе с ее конкурентами, нарушая этим все светские основы государственного строя. В упомянутом интервью губернатор сказал, что бороться со свидетелями Иеговы власть должна не одна, а «вместе с Церковью». Это сотрудничество проявилось и в том, что митрополит Даниил весьма деятельно участвовал в судебных процессах. Он отправлял на них целые делегации из 20–25 прихожан, которые должным образом инструктировались.
Люди, хорошо знающие губернатора Орлова (такие как его бывшие коллеги по заводу «Звездочка» в Северодвинске), подтверждают, что митрополит имеет на него большое влияние. Настолько большое, что губернатор стал искренне верить, что проблемы области не победить без духовного возрождения, а духовное возрождение требует достижения двух целей: 1) уже упомянутая ликвидация свидетелей Иеговы путем превращения их в граждан второго сорта; 2) строительство на бюджетные деньги гигантского собора Архистратига Божия Михаила. На официальном сайте строящегося собора приведены слова Орлова о том, что собор «ознаменует возрождение Севера».
Все становится на свои места, когда понимаешь, в чем видит приоритеты своей деятельности нынешняя областная власть, которая срослась с властью церковной до степени неразличения. Возрождение Севера в Архангельске загадочным образом идет рука об руку с ущемлением конституционных прав граждан по религиозному признаку, оскорблением их религиозных чувств (что сегодня запрещается законом, но кому это интересно?). Конечно же, охотиться на горстку верующих и проще, и дешевле, чем решать настоящие проблемы региона, в первую очередь экономические. Архистратиг (Архангел) Михаил однозначно не одобрил бы те подлые тактики, которые для этого используются.
Вот еще одна показательная цитата из интервью господина Орлова: «Только в рамках закона можно доказать, что то или иное сообщество не соответствует интересам социума и государства. Этот процесс всегда сложен, но работа продолжается». Подбросы запрещенной литературы, прослушка и блокировка телефонов, конфискация личных вещей без возврата, отказы в обжаловании неправомерных действий ФСБ, отказы в проведении экспертиз и многое в этом роде – все это, следует полагать, находится полностью «в рамках закона». Того закона, который призван защищать интересы граждан, но который в Архангельске используется для их особенно циничного попрания.
Точно так же, вероятно, понимает законы и Архангельская епархия РПЦ, которая вроде бы должна нести обществу христианские ценности справедливости и милосердия. В конце 2014 года митрополит Даниил призывал жителей Архангельска «творить добрые дела, говорить добрые слова и удержаться от греховных поступков». Не прошло и полугода, как началась кампания по фабрикации улик против законопослушных граждан, судя по многим заявлениям епархии, с одобрения митрополита. Необходимо учитывать и то, что подобные попытки делагализовать некоторые общины возникают не только в отношении свидетелей Иеговы, но и протестантских церквей, которые власти и РПЦ считают «нетрадиционными» и «неблагонадежными».
В этой связи фраза губернатора «работа продолжается» звучит особенно зловеще. Хочется верить, что речь не идет о продолжении работы по фабрикации обвинений против граждан Архангельской области в сочетании с полицейским и судебным произволом.
Антон Чивчалов, Архангельск