20 Февраля 2016
В ходе конференции прозвучало десять докладов, которые так или иначе сосредоточились вокруг трёх тем: межконфессиональный диалог, вызовы, которые ставит перед Церковью и европейским обществом увеличившийся поток мигрантов, и апостольское служение мирян. Изначально конференция планировалась как осмысление наследия II Ватиканского Собора в различных сферах — социальной, культурной, а также в сфере экуменического диалога. Но прошедшая на Кубе 12 февраля встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в значительной мере сместила акценты даже в рассмотрении выбранных докладчиками тем. С другой стороны, нельзя отрицать, что эта встреча — плод многолетней работы, и она вряд ли была бы возможна сегодня без того импульса к открытости и диалогу, который придал Католической Церкви II Ватиканский Собор.
Со вступительным словом к участникам и гостям конференции обратился Апостольский Нунций в Российской Федерации Архиепископ Иван Юркович. Обратив внимание на тему конференции, он призвал задуматься, что, собственно, мы подразумеваем под трансформацией мировоззрения: «Эпохи меняются. Но календарь относительно мало значит. Большое значение имеют события. Трагедии меняют человечество. И именно поэтому Европа в XX веке пережила множество трансформаций. В частности, мы имеем дело с многочисленными последствиями Второй Мировой Войны». Важным фактором произошедшей в XX веке трансформации владыка Иван назвал и II Ватиканский Собор с предложенными им ответами на другие значимые события.
Отец Томас Гарсиа SJ (Институт св. Фомы) и Роман Николаевич Лункин (Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН) также подчеркнули важность осмысления роли Церкви в общественно-политическом поле сегодня. Причем речь идет не только о Католической Церкви, но о всех христианских конфессиях, особым образом призванных развивать диалог, о котором Папа и Патриарх ясно заявили в Декларации, подписанной по итогам встречи в Гаване.
Первым с докладом выступил специальный гость из Рима — о. Германо Марани SJ, профессор Папского Восточного института и советник Папской Конгрегации по канонизации святых. Он указал на две важнейшие антропологические темы, вошедшие в католический дискурс после II Ватиканского Собора и лежащие в основе послания, с которым обращается Папа Франциск к миру в последние годы. Первая из них — это милосердие. Отец Германо напомнил о том, что в речи на открытие Собора Папа Иоанн XXIII говорил о милосердии Церкви, равно как и уже другой Папа, Павел VI, в речи на закрытие говорил о Милосердном Самарянине как о выражении духа II Ватиканского Собора. Несомненно, то, что Юбилейный Год Милосердия Папа Франциск открыл именно 8 декабря, в 50-ю годовщину завершения Собора, неслучайно. Вторая тема — это углубление взгляда на личность, которое, впрочем, не следует путать с индивидуализмом, порождением секулярного мира. Внимание к личности неразрывно связано с пониманием и милосердием. Об этом говорили такие видные католические мыслители XX века, как Иоанн Павел II и Эдит Штайн. Об этом же не устаёт напоминать нынешний Понтифик.
Ещё один человек, говоривший непосредственно о II Ватиканском Соборе, — доктор исторических наук Анатолий Андреевич Красиков. Ему посчастливилось стать наблюдателем работы Собора в самом начале своей профессиональной карьеры. Он провел параллель между Папой Иоанном XXIII и Папой Франциском, назвав их образ мысли и действий похожими, что делает Папу Бергольо прямым последователем духа Собора. Также Анатолий Андреевич выразил радость по поводу того, что заканчивается его карьера не менее великим историческим событием — долгожданной встречей Римского Папы и Патриарха Русской Православной Церкви.
О том, как изменилась риторика Католической Церкви под влиянием Собора и опубликованных им документов, рассказал религиовед Сергей Борисович Филатов. В частности, он подчеркнул переход от поддержки духа патриотизма, наблюдавшейся в период Мировых войн, к риторике, чуждой всякому милитаризму, отрицающей насилие как возможный путь достижения мира. Также он обратил внимание на тему помощи бедным — её значение выходит на первый план в тот же постсоборный период.
Аспирант Института Африки РАН Алексей Носков посвятил свой доклад политике Католической Церкви в отношении мигрантов, которая разрабатывалась после II Ватиканского Собора, хотя её зарождение мы видим уже в Апостольской Конституции 1952 года «Exsul Familia Nazarethana», в которой Папа Пий XII говорит о Святом Семействе как о беженцах, призывая мир увидеть в мигрантах Живого Христа. И пускай с глобальной проблемой миграции Европа столкнулась только после 2011 года (плоды «Арабской весны»), учение Католической Церкви в этой области разрабатывалось на протяжении многих лет. Уже в 1988 году был учрежден Папский совет по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих. В 2004 году он выпускает крайне важную для рассматриваемой темы инструкцию «Erga migrantes caritas Christi» (Любовь Христа к мигрантам). Из этого документа ясно видно, что Католическая Церковь смотрит на построение мультикультурного общества не как на проблему, а как на волю Бога, способ преодоления разделения между людьми. Сегодня Папа Франциск выражает эту позицию очень ясно, говоря что люди, которые стучатся в наши дома, должны обогатить нас своим опытом. Кроме того, вызов миграции может стать ещё одним пунктом диалога между всеми христианскими конфессиями, ведь позиция всех Церквей в этом вопросе, в сущности, идентична.
Эту же тему в своём докладе развил сотрудник Института всеобщей истории РАН и представитель Общины св. Эгидия в России Алессандро Салаконе. Он также обратил внимание на то, что, хоть II Ватиканский Собор и не выпустил ни одного документа, всецело посвященного проблеме мигрантов, эта тема так или иначе была отражена в целом ряде его документов. Призыв Собора заключался в преодолении разделения и достижении единства народа Божия, из которого никто не может быть исключен. «Миграция — яркий знак несправедливости в мире, явное последствие войн и экологических катастроф», — подчеркнул Алессандро. И то, что Папа Франциск уделяет этой теме столько внимания сегодня, неслучайно, ведь он сам — сын мигрантов, поэтому он говорит не абстрактно, а о лично пережитом опыте.
Говоря о трансформациях, нельзя не учитывать развитие новых технологий в XX и XXI вв. и вызовы, которые оно ставит перед Церковью. Этой теме посвятила свой доклад Вероника Евгеньевна Язькова, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. Она проследила путь Католической Церкви от категоричного осуждения до осторожного принятия технического прогресса, основанного на том, что он является плодом человеческого разума и труда и может использоваться для воспитания и спасения душ. В частности, эта позиция была выражена в Декрете II Ватиканского Собора о Средствах Массовой Коммуникации «Inter Mirifica». В 1990-2000 гг. тема получила развитие в ряде документов Церкви об этике в рекламе, СМИ и Интернете. Также Вероника Евгеньевна отметила изменения, которые технический прогресс произвел в самой Церкви. Например, появление в храмах микрофонов, возможность просмотра Литургии онлайн, доступ к различным духовным ресурсам, многочисленные мобильные приложения с молитвами и благочестивыми размышлениями. Все эти возможности, появившиеся относительно недавно, нуждаются в осмыслении в ключе, заданном Собором, настаивающем на том, что прогресс записан в саму природу человека, управляется Провидением и должен происходить в нравственной сфере параллельно со сферой технической, чтобы его плоды использовались разумно и во благо.
Следующие два доклада были посвящены опыту конкретных стран в области межконфессионального диалога. Ведущий научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН Ольга Васильевна Чернышева рассказала об экуменическом взаимодействии Католической и Лютеранской Церквей в Швеции. А её коллега — Ольга Ивановна Величко — о деятельности венского католического центра Pro Oriente.
Последние два доклада также следует объединить в одну группу, так как оба они были посвящены всеобщему священству и значению апостольства мирян в современном мире.
Пастор Михаил Дубровский, руководитель отдела Богословия РОСХВЕ (пятидесятников), рассказал о родившемся в протестантизме новом понимании миссии Церкви, в рамках которого каждый христианин имеет право участвовать в служении и управлении церковной общиной. И о профессиональной деятельности как о способе служения, в котором наиболее полно может быть задействован каждый христианин. Такой взгляд налагает на нас ответственность за то, чтобы нести реальность Царства Божия там, где мы работаем. А кроме того, он может являться основой для межконфессионального единства, ведь все христиане примерно одинаково отвечают на вызовы повседневной (в том числе, профессиональной) жизни.
Углубил эту тему ректор Евроазиатской богословской семинарии Алексей Горбачев. Он указал на важную мировоззренческую трансформацию: переход от заботы исключительно о личном спасении к осознанию вклада христиан в улучшение преходящего мира. По его словам, эта тема особенно актуальна в современном мире. В завершение своего доклада он сослался на Декрет II Ватиканского Собора об Апостольстве мирян, призывающий верных «иметь любовь между собою», а также являть эту любовь братьям из других конфессий. Только наше общее свидетельство любви может быть подлинно продуктивным.
Подводя итог встречи, Роман Николаевич Лункин вновь обратился к важнейшему событию прошлой недели — встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла. Встрече, под знаком которой, на самом деле, и прошла вся эта конференция. Он отметил единство обоих иерархов в ряде ключевых вопросов, но также указал и на противоречия. «Католическая Церковь и Папа Франциск открыты диалогу со всеми и даже о критиках Церкви отзываются мягко», — сказал Роман Николаевич. — «А Патриарх Кирилл скорее осуждает окружающий мир, говоря, что он лежит во грехе». Кроме того, он подчеркнул присущее Патриарху противопоставление «русского мира» Западу. Тем не менее, пункты подписанной на Кубе Декларации явно свидетельствуют о переменах — о выходе из сферы идей в реальность, которая является плодородным полем для диалога и сотрудничества Церквей. Хочется верить, что встреча на Кубе станет очередной важной вехой в трансформации христианского мировоззрения, вехой положительной, придающей сил и вдохновения всем христианам.
Анастасия Орлова
Источник: рускатолик.рф