О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Лютеране в Ялте: борьба за храм в российском контексте

  версия для печатиотправить ссылку другу
Лютеране в Ялте: борьба за храм в российском контексте
18 Февраля 2016
Лютеранская церковь на крымском побережье имеет давнюю сторону. Немцы-переселенцы основывали свои общины по всему полуострову на протяжении всего XIX века. В Ялте кирха была построена в 1885 году на пожертвования прихожан, небольшие суммы дали российский и германский императоры. После революции 1917 года кирха была жилым домом и шахматным клубом. Только в 1992 году здание было передано в пользование Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви Украины (НЕЛЦУ). Однако с 2015 года немецкие лютеране снова добиваются возвращения лютеранской кирхи Святой Марии общине. Еще в украинский период в Ялте было две лютеранские общины, а в процессе перехода в Россию все запуталось еще сильнее – возникло несколько общин и две юрисдикции, личные отношения перепутались с политическими.

Предыстория этого конфликта такова. В 1991 году была зарегистрирована лютеранская община, в 1992 году на основании Постановления Совета Министров Республики Крым здание было передано в пользование общине. В кирху периодически приезжали служить пасторы из Германии, а кюстером (смотрителем) общины был Владимир Эмрих. В 1995 году Эмрих вступил в конфликт с частью общины предположительно из-за финансовых разногласий, поскольку через кирху проходит популярный туристический маршрут. По мнению части общины, которая вынуждена была уйти из кирхи, Эмрих отказался отчитываться о средствах, которые он получал от туристов. В итоге Эмрих объявил себя пастором и зарегистрировал автономную лютеранскую общину. Причем, немецкие лютеране утверждают, что никакого рукоположения у Эмриха нет, то есть он формально не может быть пастором. Ялтинские власти не спрашивали у него никаких документов о рукоположении. Более того, можно предполагать некие договоренности между Эмрихом и чиновниками Ялтинского горсиполкома по поводу успешного включения кирхи, где хозяином является Эмрих, во все туристические путеводители.

Так сложилось, что община НЕЛЦУ, действующая без кирхи, была зарегистрирована только в 2005 году (пастором тогда был Михаэль Вольф, с его помощью община обращалась к послу Германии, к Ангеле Меркель). До этого немцы надеялись на возвращение кирхи и не хотели снова регистрировать общину, чтобы не потерять права на кирху. Вот уже 10 лет идут суды вокруг кирхи – НЕЛЦУ судилась с Эмрихом 18 раз. После очередного решения 2013 года здание кирхи должно было быть передано немецкой общине, но «крымская весна» прервала этот процесс. В 2015 году была зарегистрирована община Евангелическо-Лютеранской Церкви России (бывшая НЕЛЦУ), которая осенью того же года заявила свои права на кирху опять.

Однако в 2015 году Владимир Эмрих также зарегистрировал новую общину - местную религиозную организацию «Евангелическо-лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания». Была сделана экспертиза, подписанная главой Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ Т. Бурковской. В экспертизе, кстати, отмечается, что кирха принадлежала Немецкой ЕЛЦ и объясняются причины возникновения новой общины: «Современное лютеранство, в том числе и на Украине, не является единым. Часть лютеранских общин категорически не приемлет распространившуюся сейчас в западной традиции лютеранства практику рукоположения женщин в священный сан, а также практику церковного благословения однополых браков. Ялтинская лютеранская община, к примеру, решительно поддерживает недавнее заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о разрыве общения со Шведской Лютеранской церковью, которая, попирая Священное Писание, приветствует однополые браки и посвящение в сан гомосексуалов.

В результате ялтинская община во главе с пастором Эмрихом отделилась от Немецкой евангелическо-лютеранской церковь Украины и создала независимую лютеранскую общину, занимающую здание церкви, создав местную религиозную организацию «Общину святой Марии Аугсбургского вероисповедания»».

Евангелическо-Лютеранская церковь России и НЕЛЦ Украины являются частями одного целого, и соответственно, правопреемниками дореволюционной ЕЛЦ и ее культовых зданий. Как отмечает предстоятель Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Украины Сергей Машевский, «С точки зрения церковного канонического и светского государственного права именно наша Церковь, НЕЛЦУ, является правопреемником и пребывает в традиции Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской Империи, которая существует на территории Украины с XVI века и была впервые конституирована в 1832 г. и была преобразована в 1924 г. и после периода репрессий, отчуждения собственности и насильственных переселений воссоздалась в Украине в 1990 г.. НЕЛЦУ является исторической канонической Церковью в Украине» (интервью Религиозно-информационной службе Украины в 2013 г.).

Помимо этого, отделение общины Эмриха по причине ее консервативности является сомнительным. Дело в том, что НЕЛЦУ изначально принадлежала к «братской традиции» и была более консервативна, чем ЕЛЦ в России. По крайней мере, в НЕЛЦУ, в отличие от ЕЛЦ России, не рукополагали женщин. Что касается отношения к однополым бракам и нетрадиционным отношениям, то их фактически не принимают и осуждают и НЕЛЦУ и ЕЛЦ в России. Лишь в июле 2015 года архиепископ ЕЛЦ Дитрих Брауэр ординировал Эльзу Герко и ввел ее в должность пастора общины г. Симферополя, а Марина Гусарова стала проповедницей. Ординация и благословление были совершены вместе с председателем Союза Мартина Лютера в Баварии пастором Вольфгангом Хагеманном, то есть Бавария, ранее помогавшая НЕЛЦУ, сохранила отношения и с общиной ЕЛЦ после крымских событий.

Однако не все так просто – оказалось, что община Эмриха не зря зарегистрировалась как ЕЛЦ Аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ). Формально у него автономная община, а неформально ее название полностью повторяет название московской организации – ЕЛЦ АИ, созданной в 2006 году, известной своей агрессивной критикой немецкой ЕЛЦ России и «идеологией русского лютеранства» в противовес «немецкому», что часто находит поддержку со стороны властей.

Сами представители ЕЛЦ АИ отмечают, что община Эмриха не входит в их объединение, и у них есть своя группа в Ялте (то есть в Ялте, получается, три лютеранских общины, две из которых дружественные, и может оказаться, что Эмрих заявит, что и вправду состоит в московском ЕЛЦ АИ). Но совпадение названий вряд ли случайно – в январе 2016 года пастор-настоятель прихода Святой Марии Магдалины г. Воронежа, пропст ЕЛЦ АИ Анатолий Малахов посетил в Ялте братскую лютеранскую общину Эмриха. В сообщении московской ЕЛЦ АИ говорится: «Община только что пережила ряд попыток рейдерских захватов со стороны «псевдодрузей церкви», которые сопровождались угрозами и шантажом. От пастора В.В. Эмриха требовали принять «западные стандарты лютеранства» в виде женского священства и либеральных ценностей. Однако община и ее пастор только еще больше утвердились в необходимости следовать истинным консервативным ценностям апостольской христианской церкви, как единственному пути спасения от «разложения» западного христианства». Очевидно, что сообщение направлено явно против немецкой общины ЕЛЦ, которая вряд ли имеет представление об этих «западных стандартах» и скорее обвиняет Эмриха в том, что богослужений в кирхе не ведется, верующих там нет, а сама кирха обклеена православными иконами. Наряду с этим, Эмрих числится учредителем и главой «Ялтинской культурно-просветительской организации «Дружба народов» и местной национально-культурной автономии немцев. Интересно также то, что ялтинский адвокат Александр Мельников в 2008 году развернул антинемецкую и антизападную кампанию в защиту Эмриха на сайте православной ультра-патриотической организации «Единое Отечество» В. Каурова (статья называлась «В НАТО Украину еще не втянули, а недвижимость уже отбирают»).

Как отмечает председатель Ялтинской общины ЕЛЦ Валентина Крыжановская, в 2016 году верующие ждут, когда горисполком перерегистрирует украинскую собственность по российским правилам. Ранее община собиралась то в школе, то в Доме пионеров, то на квартирах. Если в украинский период было больше беспорядка, коррупции, да и сама немецкая община была, возможно, нерешительна, то переход в Россию вселил в них новые силы. Но и привнес новые политические препятствия.

Роман Лункин






также в рубрике ] мы: