16 Февраля 2016
Довольно сложно стремиться стать деятелем мирового масштаба и, при этом, избегать политики. Патриарх Кирилл, безусловно, желает стать религиозным лидером глобального масштаба. Не только по причине личных амбиций, но и для того, чтобы быть главой Церкви в достаточной мере независимой от российского государства, либо равной ему. Хотя глава РПЦ на протяжении последних 7 лет патриарх постоянно ставит РПЦ в зависимость от власти, получая от нее все больше и больше, он выстраивает Церковь как автономную систему. И кто бы что не говорил, столь сильный патриарх, который на равных говорит с папой, Путину не нужен.
Для значительной части общества встреча папы Франциска и патриарха Кирилла 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба) осталась лишь ярким удивительным событие, кратковременным шоу, у которого не будет практических последствий. Но как противоречива деятельность патриарха внутри России, также противоречивы и результаты Гаванской декларации, как стали называть совместное заявление лидеров Церквей.
В православной среде эта встреча вызвала крайне острую реакцию: либерально настроенные круги отмечали открытый и братский характер встречи, лояльные руководству РПЦ патриоты говорили, что Ватикану эта встреча была нужна, больше, чем РПЦ, и патриарх поддержал консервативные позиции Святого Престола в Европе. Но появились и отклики православных фундаменталистов о том, что патриарх предал православную веру, и надо выбирать между истиной и «патриархом-еретиком». В более мягком виде критика заявления папы и патриарха за фактическое признание единства православия с католицизмом была выражена в статьях диакона Владимира Василика и священника Георгия Максимова, отнюдь не маргиналов, а преподавателей духовных академий. Отец Всеволод Чаплин и отец Андрей Кураев также отметили этот опасный момент сближения с католиками до степени признания идентичности двух христианских вероучений.
Патриарх Алексий II боялся стать в глазах консервативного большинства активистов в общинах, верных духовных чад, - предателем веры. Причем, самое страшное предательство, на основании уроков Ледового побоища и Смутного времени, для православно иерарха – это пойти на сговор с католиками. Над патриархом Кириллом теперь всегда будет висеть этот дамоклов меч «предательства веры». То, что это сделано ради спасения человечества, и чтобы избежать глобальной войны, паству в российской глубинке совсем не интересует. Для смягчения восприятия православно-католической встречи, как экуменической, была организована трансляция и обсуждение встречи на телеканалах «Спас» и «Царьград». Это обсуждение транслировалось во время встречи папы с патриархом на официальном сайте РПЦ. Оно было чрезвычайно антикатолическим – католикам припомнили все крестовые походы, попытки экспансии в России, участие чуть ли не в заговоре против России на стороне западных стран, подчеркивалось, что именно папу диалог с РПЦ спасает от окончательного поражения католицизма под влиянием европейского либерального лобби, говорилось о том, что стремление патриарха вступиться за христиан на Ближнем Востоке прямо связана с необходимостью военной операции России в Сирии (достаточно сказать, что выступали священник с Донбасса Андрей Ткаченко, Наталья Нарочницкая, предприниматель, основатель Фонда св. Василия Великого Константин Малофеев и другие).
По информации от экспертов с обеих сторон, готовивших встречу в течение двух лет, патриарх Кирилл еще в 2012 году через Андрея Риккарди, основателя движения св. Эгидия запрашивал о возможности встречи с папой, тогда Бенедиктом XVI. Таким образом, еще до Украины и Сирии у главы РПЦ были свои политические глобальные амбиции - лидера, который откроет будет играть на Западе свою роль, представляя Россию, и сделает московский престол центром мирового православия.
В совместном заявлении папы и патриарха отражены как глобальные амбиции, так и сиюминутные политические интересы Московского патриархата. Глобальные цели – вместе выступать против мировой войны и любых конфликтов (п.11), в том числе межрелигиозных (п.13), защищать христиан по всему миру, в том числе на Ближнем Востоке и в Африке (п.10), сопротивляться дискриминации христианства в секуляризованной Европе (п.15), помогать беженцам и мигрантам (п.17).
В экономической части заявления говорится: «Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений» (п.17). Вместе с тем, папа и патриарх по-разному воспринимают ценности демократии и рыночной экономики. Католическая Церковь постепенно признала демократические нормы и в целесообразность рыночной экономики. Идеология РПЦ антидемократична и основана на принципах корпоративного общества с большой ролью национально и религиозно ориентированного государства.
Не совсем понятен пункт 14 – в нем говорится о «высокой ценности религиозной свободы», но отмечается возрождение веры в России и на постсоветском пространстве, то есть по сути воздается благодарение самой РПЦ за это возрождение. Наряду с этим, на канонической территории Католической Церкви констатируется сложная ситуация и отмечается: «Европа нуждается в верности своим христианским корням» (п.16).
Одна из ключевых тем в проповедях и выступлениях как патриарха Кирилла, так и папы Франциска – это семья. Темам молодежи, воспитания детей, традиционной семьи, противодействию абортам и эвтаназии посвящены пункты 19-23.
Осуждение недопустимого прозелитизма в заявлении папы и патриарха (п.24) вылилось в отрицание «униатизма» как метода миссионерства, переманивания православных в католицизм в прошлые века (п.25). При этом, главы Церквей заявил: «призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта» (п.26). В пункте 27 Московский патриархат напрямую обязывает Католическую Церковь поддерживать канонические устои УПЦ МП в Украине: «Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно». Конечно, Ватикан и так всегда признавал бы каноничность только УПЦ МП и никогда не встал бы на сторону Киевского патриархата, но столь прямая поддержка Москвы в условиях российско-украинского кризиса, проблем Донбасса и Крыма, выглядит ярко.
Как отметил нунций Святого Престола в Украине архиепископ Клаудио Гуджеротти, не все слова надо трактовать прямо, и ради единства с братьями надо было пойти на уступки. Униженной оказалась Греко-католическая церковь – ее глава архиепископ Святослав назвал заявление папы и патриарха предательством на фоне войны и поддержки Россией и духовенством УПЦ МП сепаратистов на Донбассе. Ради того, чтобы посеять вражду между католиками и греко-католиками, между Ватиканом и киевскими властями, затруднить диалог Киевского патриархата с греко-католиками и другими православными церквями, поставить католиков в положение друзей Москвы – стоило встречаться с папой и делать такие заявления.
После того, как договоренности с папой достигнуты, патриарх Кирилл намерен налаживать отношения России и Запада, прежде всего, с США, так как российская элита этого сделать не способна. Если кто-то сомневается, то можно об этом услышать в интервью главы РПЦ телеканалу «Russia Today», которое он дал после встречи с папой на Кубе. Патриарх выступает как геополитик, возможно, более дальновидный, чем кремлевские: «Нужно сделать все для того, чтобы радикально изменить отношения между Россией и Соединенными Штатами к лучшему. … Ни в коем случае нельзя допустить большой войны, и это была тема нашего разговора с папой Франциском». Самое примечательное, что Кирилл приводит в пример церковную дипломатию в эпоху СССР, хотя очевидно, какими органами эта дипломатия тогда направлялась и руководилась: «даже в годы "холодной войны" христиане Советского Союза и США находили возможность встречаться и работать вместе для лучшего будущего. У нас были очень интенсивные отношения с христианской общиной Соединенных Штатов. Были обмены делегациями, совместные различного рода конференции. Мы вырабатывали общий подход, христианский подход к тем проблемам, которые разделяли Советский Союз и Соединенные Штаты», подчеркнул патриарх. Теперь же сама Церковь выстраивает внешнюю политику.
Остался ли папа в политическом проигрыше? Совсем нет. Папа Франциск реализовал свою идею «новой евангелизации» и диалога со всеми силами общества, с представителями самых разных церквей. Ради чего? Ради глобальной миссии, проповеди Христа и открытия любых границ для миллиарда католиков земного шара. Ради этого можно и пожертвовать некоторыми политическими интересами и своей репутацией.
Роман Лункин.