15 Февраля 2016
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Житная ул., д. 14, Москва, 119991
тел. (495) 955-59-99, факс (495) 955-57-79
24.02.2015 № 02/2015
На № 93-337/15 от 22.01.2015
|
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Экспертный совет) на основании запроса Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю (исх. № 93-337/15 от 22.01.2015), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», приказом Минюста России от 26 января 2015 г. № 11 «Об экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» в отношении Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания», осуществляющей свою деятельность на территории города Ялта (Республики Крым) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики.
В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденного приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 (далее – Порядок), Минюстом России перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:
1. Является ли Местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания», действующая в городе Ялта, религиозной организацией?
2. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Организацией документах, достоверными?
Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы:
1) Копия распоряжения о направлении документов религиозной организации на государственную религиоведческую экспертизу и продлении срока рассмотрения документов от 16.01.2015., №90-Р, на 1 листе.
2) Заявление о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, от 16.01.2015, № Р18001, на 8 листах.
3) Протокол собрания общины от 15.12.2014, на 5 листах.
4) Устав Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» (новая редакция), на 8 листах.
5) Приложение к Уставу Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания», на 12 листах.
6) Список участников Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания», на 2 листах.
Историческая справка
Лютеранство - это одно из основных христианских вероисповеданий, существующих в мире. Как и все христиане, лютеране веруют в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Лютеране признают канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет) Словом Божьим, написанным святыми людьми под воздействием Святого Духа. Это Священное Писание является единственным источником вероучения лютеранской традиции.
После присоединения Крыма к России в начале XIX в. для освоения крымских земель правительство Российской империи стало приглашать сюда новых поселенцев. Немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами от российского правительства, стали расселяться по Крыму, в основном, в степной его части и на юго-восточном побережье. Немецкие колонисты были освобождены от воинской повинности, получили разрешение на самоуправление, свободу веры и право на собственную культуру, язык. Большинство колонистов были лютеранской веры, Проживали в отдельных немецких селах и хуторах, занимаясь, в основном, сельским хозяйством. Приток лютеран продолжался в течении всего XIX века. Позднее стали переселяться в города. К началу XX в. крымские немцы составляли до 6% населения полуострова. В 1941 г. в период Великой Отечественной войны они были депортированы из Крыма, в связи с отдельными фактами коллаборационизма – сотрудничества с немцев Крыма с Вермахтом и военной разведкой Германии «Абвер». В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым.
Лютеранская церковь Святой Марии в Ялте
Примечательное сооружение в неоготическом стиле расположено выше Набережной. Построено в XIX веке на средства немецкой общины города. В 1874 году генеральный совет консистории по просьбе ялтинских лютеран обратился в Министерство внутренних дел с заявкой на постройку церкви. Небольшой участок земли на улице имени Чехова (тогда Виноградная), намеченный под строительство кирхи, принадлежал городскому архитектору Г.Ф. Шрейберу. Его же общество протестантов и Евангелическо-лютеранская церковь попросили разработать проект будущей кирхи и возглавить строительный комитет.
Вице-президент Евангелическо-лютеранской генеральной консистории епископ Рихтер направляет представление министру внутренних дел генерал-адъютанту А. Е. Томашеву рассмотреть разработанный Густавом Фридриховичем Шрейбером проект кирхи. Комиссия строительного комитета, ознакомившись с проектом, сделала ряд замечаний и возвратила его на доработку. В составлении рекомендаций по корректировке проекта принимал участие член строительного комитета действительный статский советник Э.И. Жибер.
Кирха строилась около 10 лет. Была построена 1885 году. Название ее в честь «Святой Марии» посвящалось также дочери архитектора, безвозмездно передавшего свой небольшой участок под строительство.
Одновременно горожанами, исповедовавшими лютеранскую веру, проводился сбор пожертвований на строительство кирхи. За короткий срок было собрано около 17 тыс. рублей. 1000 рублей подарили император Александр II и его супруга, 700 рублей общество протестантов получило от германского императора Вильгельма I.
Общий архитектурный вид церкви автор решил в неоготическом стиле. Кроме стрельчатых арок в оконных и входных проемах, фасад украшала остроконечная колокольня в виде шестигранной пирамиды. Со временем она была разрушена.
После революции 1917 года кирха была закрыта. В советские времена здесь был жилой дом, потом шахматный клуб. В 1992 году молитвенный зал и подсобные помещения переданы в пользование Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви Украины. Небольшому культовому сооружению - лютеранской кирхе Святой Марии скоро исполнится 140 лет. Сегодня церковь служит духовным центром немецкой общины Большой Ялты.
На основании Постановления Совета Министров Республики Крым от 13 марта 1992 года здание лютеранской церкви в Ялте было передано в безвозмездное пользование лютеранской общине (правда, не всё, а только молитвенный зал и подсобные помещения). Община эта была учреждена в 1991 году на собрании граждан лютеранского вероисповедания. Национальный состав верующих неоднородный: немцы, эстонцы, русские и др. Потом большинство немцев выехало в Германию, но многие остались. Появился и свой пастор – ялтинец немецкого происхождения Владимир Эмрих.
Современное лютеранство, в том числе и на Украине, не является единым. Часть лютеранских общин категорически не приемлет распространившуюся сейчас в западной традиции лютеранства практику рукоположения женщин в священный сан, а также практику церковного благословения однополых браков. Ялтинская лютеранская община, к примеру, решительно поддерживает недавнее заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о разрыве общения со Шведской Лютеранской церковью, которая, попирая Священное Писание, приветствует однополые браки и посвящение в сан гомосексуалов.
В результате ялтинская община во главе с пастором Эмрихом отделилась от Немецкой евангелическо-лютеранской церковь Украины и создала независимую лютеранскую общину, занимающую здание церкви, создав местную религиозную организацию «Общину святой Марии Аугсбургского вероисповедания».
Основы вероучения
В своих сочинениях: «95 тезисов», «Свобода христианина», «Вавилонское пленение христианской церкви», «Обращение к немецкой знати» и др. – основоположник Реформации Мартин Лютер сформулировал положения своего учения об оправдании верой.
Лютер считал, что человек не может достичь спасения души своими действиями («заслугами»), так как подобные действия подразумевали бы свободную волю человека, склоняющуюся к добру. Однако, по мнению Лютера (находившегося под сильным влиянием бл. Августина), после грехопадения Адама и Евы природа человека безнадежно испорчена, а воля его способна склониться только к злу и греху. Следовательно, спасение человека исходит от Бога. Благодаря искупительной жертве Его Сына – Иисуса Христа – человеку может быть дарована божественная благодать, принимаемая через веру (причем благодать действует не по силе веры христианина, но по воле Дарующего ее Бога).
Другим положением учения Лютера было его понимание источника вероучения. Ранее признавалось два источника – Св. Писание и Св. Предание, передававшееся в Церкви непрерывно, начиная со времен апостолов. Лютер считал, что основным источником является Слово Божие – Св. Писание, авторитет которого стоит неизмеримо выше авторитета Церкви и ее Соборов. Именно верность Слову Божию является основой власти церкви. Но кто имеет право (и власть) толковать Св. Писание и определять, кто ему верен, а кто – нет?
В ранних произведениях Лютер говорил о том, что толковать Св. Писание может любой христианин (необязательно духовное лицо). Лютер считал, что все христиане, в силу таинства крещения, приобщения к Слову Божию и истинной вере имеют право проповедовать и совершать богослужения, не нуждаясь в особом статусе духовного лица («принцип всеобщего священства»). Однако это не означало, что Лютер был готов допустить произвольное толкование библейского текста. Он считал, что для правильного толкования Слова Божия необходима основательная подготовка: прежде всего, знание языков, на котором оно было записано – древнееврейского, греческого, - а также латыни. Таким образом, право толковать Св. Писание принадлежало богословам-протестантам. Их делом было доискиваться смысла библейского текста и разъяснять его верующим – то есть, проповедовать слово Божие.
В отличие от католических богословов, протестанты включают в состав Св. Писания только те ветхозаветные книги, что были написаны на древнееврейском языке (39 книг). 11 неканонических книг, по их мнению, представляют собой полезное для души чтение, однако основывать на них догматы вероучения нельзя.
Лютер и его последователи подчеркивали бессилие человеческой воли по сравнению с божественным всемогуществом. Лютер считал, что спасения достигают лишь те из людей, кто к этому предназначен (предопределен), так как они «ответили» на дарованную им благодать искренней верой.
По мнению Лютера, истинными таинствами Церкви можно считать лишь те, о которых прямо упоминается в Евангелии, поэтому он признавал лишь два из них – крещение и причащение (евхаристию). Крещение порождает спасительную веру, евхаристия же утверждает причастность верующих Телу Христову.
Лютерово толкование причастия несколько отличается от католического. Согласно принятому в XII в. в Католической церкви толкованию, во время евхаристии хлеб и вино мистическим образом превращаются в Тело и Кровь Господни. При этом сущность хлеба и вина изменяются (пресуществляются), однако их внешние признаки – форма, цвет, вкус, – сохраняются. Лютер считал, что во время таинства Христос действительно присутствует в хлебе и вине, но как именно это происходит, непостижимо для человеческого разума и не может быть определено.
Лютер считал также, что не должно существовать различия между мирянами и клириками: если в Католической церкви последние причащались и хлебом, и вином, то Лютер распространил эту практику и на мирян.
Он отвергал многие формы проявления благочестия – монашескую жизнь, почитание икон и мощей, паломничества, - как не имеющие основания в Писании и проявления суеверия.
ВЫВОДЫ:
Перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:
Вопрос 1. Является ли Местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» религиозной организацией?
Основываясь на представленных документах, подтверждающих в качестве основной цели деятельности Организации исповедание и распространение христианского вероучения согласно учения лютеранской традиции, совершения таинств и обрядов согласно учению Лютеранской церкви, можно положительно ответить на этот вопрос и признать Местную религиозную организацию «Евангелическо-лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» в городе Ялте Республики Крым - религиозной организацией.
Вопрос 2. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Местной религиозной организацией «Евангелическо-лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» документах, достоверными?
Сведения относительно основ вероучения изложены в представленных Местной религиозной организацией города Ялты (Республики Крым) «Общиной святой Марии Аугсбургского вероисповедания» документах в сжатой форме, что соответствует традиции Краткого катехизиса доктора Мартина Лютера и широко употребляется в Лютеранских церквах. На основании этого у членов Экспертного совета нет повода для сомнений в достоверности сведений о вероучении вышеназванной местной религиозной организации.
Однако в Уставе общины есть пункт, который не согласуется с доктриной лютеранского вероучения. В частности, в разделе 2. Цели, предмет, формы деятельности и задачи, на с. 3 говорится: «...установление и поддержание международных контактов и связей, в том числе в целях паломничества…», что не соответствует Основам вероучения, где на с. 11 сказано: «У лютеран нет почитания Богоматери, ангелов, святых, культа мощей и святых реликвий», т.е. сам предмет поклонения и паломничества к ним отсутствует.
На основании вышесказанного Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации полагает необходимым обратить внимание учредителей религиозного общества на это несоответствие и внести в Устав необходимые изменения.
Председатель Экспертного совета В.А. Бурковская