1 Февраля 2016
Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав,
возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
Но с ними случается по верной пословице:
пес возвращается на свою блевотину, и:
вымытая свинья идет валяться в грязи.
(Второе послание ап.Петра. 2:21-22).
Стремление ограничить любую проповедническую деятельность в 2015 году особенно ярко воплотилось в принятии антимиссионерских законов в Архангельской области и в Ставропольском крае. Оба закона были приняты в декабре 2015 года. Такие же законы действуют в Белгородской, Смоленской, Псковской, Воронежской, Костромской, Новгородской областях и в ряде других регионов. Причем, в большинстве случаев законы по своему прямому назначению не применяются. В регионах уже давно не проводятся массовые миссионерские акции, публичные мероприятия «нетрадиционных» церквей, как правило, запрещаются, а иностранные миссионеры стали большой редкостью. Законы имеют идеологическое значение – политики и священники считают, что все это ради блага людей, православия и главенства традиционных ценностей.
В Ставрополе жертвой борьбы с проповедниками стал христианский служитель – пастор протестантской церкви «Новое поколение» (Ассоциация «Исход» Совета христианских евангельских церквей России) Дмитрий Савин, против которого в январе 2016 года возбудили уголовное дело якобы за то, что служители использовали какие-то психологические практики. Этот случай выглядит вдвойне странным, учитывая, что российский МИД и РПЦ, лично патриарх Кирилл, выступали в защиту прав протестантских проповедников того же направления в Иране и на Ближнем Востоке и требовали их освобождения из тюрем. Но внутри России наши соотечественники-пасторы не могут рассчитывать на такую защиту.
Депутаты Думы Ставропольского края вместе с духовенством Ставропольской митрополии РПЦ еще в феврале 2015 года во время слушаний определили цели и задачи борьбы с «сектами». По информации комитета по безопасности Думы (глава – Петр Марченко) в крае зарегистрировано 477 религиозных организаций и около 500 миссионерских групп : «Участники совещания отмечали, что зачастую их адепты манипулируют пожилыми людьми, в основном, находящимися в затруднительной жизненной ситуации, изобретают новые ухищренные способы для вовлечения молодежи, распространяют брошюры и листовки, подрывающие традиционные устои и ценности. После возникновения конфликта на Украине, в крае и соседних регионах отмечается активизация сект (преимущественно иностранных), деятельность которых специалисты зачастую квалифицируют как деструктивную, а в некоторых случаях даже отмечают в ней экстремистскую подоплеку».
Таким образом, в 2014-15 годах, как и по всей России, стремление каким-либо образом добраться до религиозных групп было связано, в том числе со страхом перед «иностранными агентами», которые могут быть проповедниками «оранжевой революции». В прессе даже делались предположения, что прихожан под гипнозом звали на Майдан. Теперь антиэкстремистская политика коснулась не только мусульман и иеговистов. За последние два года большинство пасторов России прошли через беседы с представителями особых служб. В июле 2015 года вступили в силу поправки в Закон о свободе совести о том, что религиозные группы должны уведомлять о своей деятельности органы власти. Однако проповедников и их собрания по-прежнему нельзя просто так уничтожить. Как отмечали представители Минюста и правоохранительных органов Ставропольского края во время слушаний год назад, «установить контроль над незарегистрированными религиозными группами, а тем более привлечь к ответственности их активистов, органы правопорядка не правомочны. …их деятельность выпадает из правового поля».
Причина для проведения обысков и задержания пастора христианской церкви была найдена. Но, как можно догадаться, это не было связано с применением антимиссионерского закона. Пастора Дмитрия Савина стремятся привлечь по ст. 239 – создание объединения, опасного для жизни и здоровья граждан.
Одним из источников обвинений в адрес церкви стал депутат Ставропольской краевой Думы, председатель Ассоциации реабилитационных центров Юга России бывший харизмат Николай Новопашин. Он известен тем, что сам в 1990-е-начале 2000-х годов был наркозависимым и затем обратился в протестантскую церковь пятидесятнического направление, а именно движение «Исход» (это объединение – служение «Исход» - входит в Российский объединенный союз христиан веры евангельской, центр в Ростове-на-Дону). Однако впоследствии Новопашин отрекся от протестантизма и перешел в православие, став ярым критиком пятидесятничества и реабилитационных центров, которые создают евангельские церкви (Он также окончил катехизаторские курсы при Ставропольской духовной семинарии).
Новопашин прямо стал обвинять своих бывших собратьев по вере в сектантстве, в мошенничестве и в других преступлениях. Сам депутат Новопашин курирует сеть успешных ребцентров для наркозависимых под эгидой РПЦ. В реабилитации в обязательном порядке участвует православный священник, бывшие зависимые работают на сельскохозяйственном и ином производстве, после реабилитации создаются «казачьи общины». Краевые власти выделяют бюджетные средства на такого рода реабилитацию.
Материалы в отношении церкви Дмитрия Савина «Новое поколение», которая также занимается реабилитацией наркозависимых, Новопашин собирал давно. Согласно блогу депутата в «Живом журнале», уже в конце 2014 года депутату поступило письмо от 170 прихожан православного храма Преображения Господня: «Причиной своего недовольства они обозначили «офис тоталитарной секты харизматов «Новое поколение», отвергающей традиционные для нашего народа нравственные ценности». После этого Новопашин направил депутатский запрос на имя начальника краевого ГУ МВД Александра Олдака для проверки деятельности «филиала латвийского миссионерского движения «Новое поколение». Хотя отношения к латвийской церкви община Дмитрия Савина не имеет.
Таким образом, к январю 2016 году стали известны результаты усилий Новопашина – была проведена оригинальная экспертиза, где в проповеди нашли гипноз, были проведены обыски у пастора дома и в помещениях, где проводились служения в Ставрополе и селе Верхнерусском. Причем, в декабре 2015 года, как сообщали местные СМИ, «ОМОН провел обыск в доме Дмитрия Савина и предположительно нашли какой-то пакет. Задержали группу его сторонников, погрузили в автобусы и доставили в 1-й отдел полиции по Ленинскому району». Сама церковь в Ставрополе действовала как религиозная группа, а регистрация была у церкви в Невинномыске. Судя по тому, что даже в конце января Следственный комитет по краю сообщает о том, что найден пакет с веществом, скорее всего, что у следствия нет данных, что это наркотики.
Депутат Новопашин продолжает собирать материалы против протестантских церквей и их центров для наркозависимых, особенно, тех, кто носит название «Исход», где он обратился к вере. В блоге депутата делается акцент на «сертифицированность» его православных центров: «Прикрываясь нашей деятельностью просят у предпринимателей деньги, продукты питания. Огромное количество людей, думая, что обращаются к нам, в православные и сертифицированные центра реабилитации наркозависимых, попадают в религиозные сектантские организации. Если вы знаете примеры и подобные случаи просьба писать мне в личку».
Как и следовало ожидать, антисектантская истерия и принятие законов, призванных ограничить миссионеров, приводит к хаосу. На практике к вполне законопослушным, но неправославным, церквям начинает применяться логика ксенофобии. И касается эта ксенофобия и вражда, прежде всего, «нетрадиционных» христианских церквей, просто потому что они более многочисленны, чем саентологи или иеговисты. Еще в июне 2015 года (в интервью сайту «Русская планета» главный редактор сайта Ставропольской митрополии РПЦ священник Антоний Скрынников отметил, что в крае сотни «сект» и добавил: «Мы допустили большую ошибку - отдали наше Священное Писание, нашу Библию сектантам. Человек с Библией на улице или в автобусе в 99% случаев окажется сектантом… ».
Во многих регионах, не только на Ставрополье, складывается хорошая почва для сведения личных счетов, для травли конкурентов или бывших единоверцев, пусть даже они также занимаются социальной работой и читают ту же самую Библию. И с точки зрения полиции и прокуратуры, конечно, легче провести обыск в известном месте, чем бесконечно искать неведомые «секты».
Роман Лункин
Ссылки по теме:
Особо опасные церкви. За что ликвидируют верующих в России
«Развлечение» для прокуратуры. Сектант и сектоборец как диагнозы