27 Января 2016
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Житная ул., д. 14, Москва, 119991
тел. (495) 955-59-99, факс (495) 955-57-79
13.02.2015 № 01/2015
На № 15-8701/15 от 29.01.2015
|
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Экспертный совет) на основании запроса Министерства юстиции Российской Федерации (исх. № 15-8701/15 от 29 января 2015 г.), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях», приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», приказом Минюста России от 26 января 2015 г. № 11 «Об экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» в отношении Централизованной религиозной организации Духовного Управления Мусульман Республики Крым и города Севастополя (далее – ДУМ Крыма) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики.
В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденного приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 (далее – Порядок), Минюстом России перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:
1. Является ли Централизованная религиозная организация Духовное Управление Мусульман Республики Крым и города Севастополя религиозной организацией?
2. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Организацией документах, достоверными?
Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы:
1. Копия распоряжения о направлении Централизованной религиозной организации Духовного управления Мусульман Республики Крым и города Севастополя на государственную религиоведческую экспертизу от 30.12.2014 № 2011-р на 1 л.;
2. Копия письма муфтию ДУМ Крыма Э.С. Аблаеву от 31.12.2014
№ 15-124179/14 о направлении документов на государственную религиоведческую экспертизу на 2 л.;
3. Копия заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц на 19 л.;
4. Копия устава Организации 2014 г. на 14 л.;
5. Копия свидетельства о регистрации устава религиозной организации от 24.06.2001 № 79, выданного Государственным комитетом Украины по делам религий на 5 л.;
6. Копия основ вероучения Организации от 16.01.2015 № 07 на 4 л.
В соответствии с пунктом 7 Положения об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 (далее – Положение), и пунктом 13 Порядка при рассмотрении вопроса о признании в качестве религиозной организации Централизованной религиозной организации Духовного Управления Мусульман Республики Крым и города Севастополя и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал заместитель муфтия Исмаилов Айдер Сулейманович (доверенность от 05.02.2015 № 37).
На устный запрос членов Экспертного совета, данный в ходе заседания 6 февраля 2015 г., ДУМ Крыма дополнительно представили информацию относительно методов деятельности ДУМ Крыма от 06.02.2015 № 357, а также письма ДУМ Крыма от 12.09.2012 № 403, 29.09.2012 № 417 и заявление мусульман Крыма о запрете деятельности Хизб-ут Тахрир на территории Украины.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Начало исламизации Крыма обычно относят к VIII-X веку от Рождества Христова. К XV веку большинство населения полуострова уже исповедовало ислам. После отвоевания Крыма у Османской империи возникла необходимость организовать мусульманское сообщество полуострова и территорий к северо-западу от него в рамках лояльной Российской Империи религиозной структуры.
Первоначально муфтият в Крыму предполагалось создать одновременно с Оренбургским магометанским духовным собранием в конце XVIII века, однако реализовал эту инициативу только император Николай I в 1831 году, учредивший Таврическое магометанское духовное правление. Эта организация стала вторым центром исламского сообщества Российской Империи.
Главной причиной создания мусульманских духовных правлений во внутренней России, Крыму и Закавказья стала насущная потребность вывести проживающих в России мусульман из религиозного подчинения турецких султан-халифов, а также в целом ограничить на них турецкое влияние.
С установлением советской власти в Крыму Таврический муфтият прекратил свое существование. 5 февраля 1923 года на территории Крымской АССР, было учреждено Народное Управление религиозными делами мусульман Крыма, аналогичное по своим функциям Таврическому муфтияту. Оно просуществовало до 1928 года. Впоследствии мусульманские общины полуострова перешли
в юрисдикцию ДУМ Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), которое в мае 1991 году образовало в Крыму отдельный мухтасибат.
После развала СССР мусульманское сообщество Крыма стало независимым от ДУМЕС. В 1991 году Крымский мухтасибат ДУМЕС был преобразован в ДУМ Крыма. На момент возвращения Крыма в состав России ДУМ Крыма, являясь религиозной организацией, официально признавал свою связанность с иными структурами общественного и политического характера, ориентировался на проводимую ими линию. Так, в пункте 3.48 его устава (в редакции, зарегистрированной Министерством культура Украины 28 ноября 2012 г.) указывалось, что в своей деятельность глава ДУМК - муфтий руководствовался решениями не только Курултая мусульман Крыма, но и Меджлиса крымско-татарского народа – общественной организации, не имевшей статуса юридического лица. В редакции устава ДУМ Крыма 2014 года, представленной на государственную регистрацию в Минюст России и Экспертному совету, указанное положение исключено.
ДУМ Крыма в период осуществления своей деятельности на территории Украины осуществляло взаимодействие с запрещенными в России организациями, в частности, реализовывало совместные проекты с официально зарегистрированными на территории Украины общественными организациями, являющимися украинским подразделением организации «Братья-мусульмане». При этом следует принимать во внимание, что указанные организации не были запрещены на территории Украины, где в то время действовал ДУМ Крыма. В настоящий момент, по заверениям заместителя председателя ДУМ Крыма А.С. Исмаилова, прозвучавшим в его ответах на вопросы членов Экспертного совета, любое сотрудничество такого рода прекращено.
ДУМК является мусульманской организацией и придерживается основных вероучительных постулатов ислама – пяти столпов (шахады, салата, саума, закята и хаджа) и шести арканов веры (веры в Аллаха, ангелов, священные писания, посланников и пророков, Судный день и предопределение).
ДУМ Крыма принадлежит к ханафитскому мазхабу суннитского ислама, основанного на постулатах Абу Мансура Аль-Мутуриди. Соответственно, эта религиозная организация признает священным писанием Коран, а из священного предания выделяют своды хадисов Сунны Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа, законность правления всех четырех «праведных» халифов — Абу Бакра, Омара, Усмана и Али.
Система управления ДУМК, возглавляемого муфтием, также соответствует традициям ханафитской школы суннитского ислама.
Духовное управление мусульман Крыма зарегистрировано 30 сентября 1991 г. постановлением Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины.
3 июня 2014 г. и повторно 20 ноября 2014 г. Духовным управлением мусульман Крыма принято решение о приведении учредительных документов ДУМ Крыма в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и об утверждении нового наименования – Централизованная Религиозная Организация Духовное Управление Мусульман Республики Крым и города Севастополя.
Муфтием ДУМ Крыма является Аблаев Эмирали Сеитибрамович.
ВЫВОДЫ
Перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:
Вопрос 1. Является ли Централизованная религиозная организация Духовное Управление Мусульман Республики Крым и города Севастополя религиозной организацией?
Основываясь на представленных документах, подтверждающих в качестве основной цели деятельности ДУМ Крыма исповедание и распространение ислама суннитской школы ханафитского мазхаба по ибадату и матуридитского по акыде, можно положительно ответить на данный вопрос и признать Централизованную религиозную организацию Духовное Управление Мусульман Республики Крым и города Севастополя религиозной организацией.
Вопрос 2. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Централизованной религиозной организацией Духовным Управлением Мусульман Республики Крым и города Севастополя документах, достоверными?
Сведения относительно основ вероучения изложены в представленных Централизованной религиозной организацией Духовным Управлением Мусульман Республики Крым и города Севастополя документах, в сжатой форме. Их характеристика сводится к ссылке на Коран как на священную книгу мусульман, а также на хадисы в качестве преданий о пророке Мухаммеде. Подчеркивается, что религиозная практика ДУМК опирается на ханафитский мазхаб и матуридитскую теологическую традицию.
Такая оценка основ своего вероучения является типичной для действующих в России мусульманских централизованных религиозных организаций суннитского толка. В этой связи не возникает сомнений в достоверности сведений о вероучении, представленных ДУМ Крыма.
Председатель Экспертного совета В.А. Бурковская