О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

«Верующие не смирились с тем, что фактически их вероучение признано экстремистским». Интервью с адвокатом Свидетелей Иеговы Антоном Омельченко

  версия для печатиотправить ссылку другу
«Верующие не смирились с тем, что фактически их вероучение признано экстремистским». Интервью с адвокатом Свидетелей Иеговы Антоном Омельченко
3 Декабря 2015

30 ноября 2015 года судья Таганрогского городского суда Алексей Васютченко вынес свой приговор по уголовному делу 16 Свидетелей Иеговы.

Наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет и 6 месяцев было назначено троим осужденным условно. 5 лет и 3 месяца одному осужденному было назначено также условно. В течение этого срока осужденные не должны менять место жительства и обязаны каждый месяц отмечаться в органах полиции. Такое наказание назначено по обвинению в преступлении, предусмотренном ч.4 ст.150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в преступник деятельность путем обмана). Все 16-ть подсудимых признаны виновными по ч.1 или 2 ст.282.2 УК РФ (организация деятельности или участие в деятельности запрещенной как экстремистская религиозной организации) и им назначены штрафы от 30 до 100 тысяч рублей. Однако за истечение срока давности суд постановил от взыскания штрафов их освободить.

Первый раунд слушаний закончился в июле 2014 года, когда таганрогский судья Олег Кубанцев постановил оправдать 7 из 16 подсудимых, остальным назначил условные сроки лишения свободы, а также крупные штрафы. Этот приговор был отменен вышестоящим судом и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, но к другому судье. Верующие надеялись, что оправдательный приговор будет вынесен всем 16 подсудимым, однако произошло в точности до наоборот: судья Васютченко признал виновными всех.

Портал «Религия и право» обратился с просьбой ответить на вопросы по делу 16-ти верующих в Таганроге к адвокату Адвокатской палаты Краснодарского края, кандидату юридических наук Антону Омельченко.

Антон Сергеевич, как Вы восприняли и как оцениваете приговор Ростовского суда от 30 ноября?

Приговор был предсказуем, но не потому, что верующие его заслуживали. Поведение судьи во время процесса показывало то, что он не считает себя вправе хоть в чем-то не согласиться с прокуратурой. Были видны сознательные усилия судьи не слушать сторону защиты: он играл в телефон, читал книги, изучал материалы других дел. Поэтому и не удивительно, что он не услышал, что верующих преследуют лишь за чтение и обсуждение Библии. Потому что, если бы он это услышал, то можно было бы говорить о признаках заведомо неправосудного приговора. Я полагаю, что оценку вынесенному приговору дал сам судья Васютченко А.В., его постановивший: у него тряслись руки, дрожал голос - мы его таким никогда не видели - и это поведение не характерно для человека, уверенного, что поступает правильно.

Как долго продолжалось дело и насколько эффективна была защита?

За верующими начали слежку в феврале 2011 года. 5 августа 2011 года возбуждено уголовное дело. 13 мая 2013 года Таганрогский городской суд приступил к его рассмотрению. Повторное рассмотрение началось 22 января 2015 года.

Длительность процесса в значительной мере вызвана тем, что сторона защиты боролась за возможность эффективно доносить до суда свою позицию. К сожалению, право на защиту нарушалось многократно: это и попытки устранения адвокатов из процесса, преодолевать которые в суде пришлось на стадии предварительного расследования; и игнорирование сотен нарушений УПК РФ, допущенных при расследовании уголовного дела (один из протоколов обыска не подписан следователем, а результаты этого обыска, осмотра и повторного осмотра изъятых предметов не совпадают, но даже эти нарушения не привели к признанию результатов обыска недопустимыми доказательствами); судья препятствовал защите допрашивать свидетелей и так далее. При этом на стороне защиты было то, что доказательства стороны обвинения говорят в пользу обвиняемых: на видеозаписях видно, как они зачитывают отрывки из Евангелия, обсуждают Библию, ведут себя спокойно и дружелюбно; в протоколах осмотра видеозаписей прямо указывается: тот-то - прочитал Псалом, другой - Деяния апостолов и так далее. Но даже когда сторона защиты пыталась обратить внимание суда на эти обстоятельства, суд бесцеремонно прерывал защитников.

Как сами верующие и община в Таганроге восприняли приговор?

Верующие восприняли приговор спокойно. Многие обвиняемые исповедуют религию Свидетелей Иеговы с детства, со времен СССР. Они и члены их семей сталкивались и с агрессией нацистской Германии, и с преследованием в Советском Союзе. Все обвиняемые знают, что они ничего незаконного не делали, не испытывают ненависти к своим соседям других религий, а проявляют к ним любовь как к ближним, следуя заповедям Христа. А когда у человека совесть чиста, это придает ему сил сохранять стойкость в преследованиях. Обвиняемые также чувствуют поддержку своих единоверцев. В Таганрогский городской суд, чтобы выслушать приговор, пришло, наверное, около 100 человек из разных регионов России: Ростовской области, Краснодарского края, Дагестана, Санкт-Петербурга, Москвы. Слова поддержки в письмах они получают со всего света: от Новой Зеландии до Канады. И они уверены в одобрении Иисуса Христа и Бога Иеговы, потому что понимают, что преследование вызвано исключительно их верой в Бога и Христа, желанием жить, соблюдая заповеди Библии.

Как Вы полагаете, каковы причины происходящих гонений на Свидетелей Иеговы в России?

Причина преследований Свидетелей Иеговы, а также многих верующих других конфессий, по большому счету одна - отсутствие точных знаний об этих религиях и препятствие тому, чтобы точные знания об этих религиях стали известны. Когда узнаешь этих людей, то понимаешь, что верующие всех этих религий желают угождать Богу и не намерены причинять никакого вреда своим ближним. Но как узнавать правду, если многое делается, чтобы правда не была узнана. Например, по этому делу, я вижу уже сейчас, средства массовой информации стараются наговорить много лжи, и я пока ни на одном канале не увидел бы, чтобы они осветили этот процесс, правдиво показав: вот идет богослужение; один верующий предлагает: "Давайте зачитаем Евангелие от Иоанна, 5 главу, стихи с 25 по 29", - другой верующий достает Библию и зачитывает эти слова Иисуса Христа о воскресении мертвых; суд же говорит, что это слова, побуждающие отказываться от исполнения гражданских обязанностей, не работать, и враждовать с другими людьми. Вот если бы такие репортажи выходили бы в течение недели, что бы произошло? Другого выбора, кроме как прекратить преследования, у государства не было бы. А пока под покровом информационной тьмы кто-то решает свои карьерные устремления, повышая показатели борьбы с экстремизмом, кто-то использует сведения о процессе как повод для выделения дополнительного финансирования, кто-то утоляет свою религиозную предвзятость.

Существую ли перспективы оспорить "экстремизм" в журналах и в деятельности Свидетелей Иеговы? Поскольку научная общественность выступает скорее в поддержку Свидетелей Иеговы.

На самом деле это уголовное дело не связано с тем, что некоторые публикации Свидетелей Иеговы были признаны экстремистскими. Верующие такими публикациями не пользовались в ходе богослужений. В то же время, конечно же верующие не смирились, что фактически их вероучение признано экстремистским. У Свидетелей Иеговы уже есть успешный опыт обжалования решений судов, признавших религиозные публикации экстремистскими, и исключения публикаций из федерального списка экстремистских материалов. И верующие продолжат использовать законные способы защиты своих прав.

Ожидаете ли Вы в связи с приговором в Таганроге новой волны кампании против Свидетелей Иеговы, новых дел в каких-либо регионах или обострения старых проблем с властями?

Верующие, конечно же, обеспокоены возможными последствиями приговора в Таганроге. Фактически суд говорит: если в Таганроге продолжат Свидетели Иеговы исповедовать свою религию, суд не будет разбираться, что они делали на самом деле, но будет их преследовать в уголовном порядке. Это затронет около тысячи верующих. С учетом того, что санкции закона усилились, в последующем это может привести и к реальному лишению свободы верующих и даже к попытке геноцида Свидетелей Иеговы в Таганроге. Возможно, что и в других регионах некоторые чиновники решат подзаработать, улучшить показатели, достигнуть повышения в должности, дать волю своей религиозной предвзятости, чтобы перенести модель Таганрога на другие регионы России. Опыт нацистской Германии показывает, что это возможно. Но он показывает и то, что Свидетели Иеговы знают, как противостоять даже нечеловеческой жестокости преследователей. А преследователи мирных людей не могут быть успешными.

Ощущаете ли Вы на себе изменения со стороны окружающего общества, соседей и друзей Свидетелей Иеговы в связи с судебными делами?

За годы новых преследований в истории Свидетелей Иеговы в России их количество увеличилось на десятки тысяч. Почему? Люди интересуются Свидетелями Иеговы. Хотят понять, за что их преследуют. В результате узнают правду об этих людях. Кто-то понимает, что ранее ему о верующих говорили ложь. А кто-то даже соглашается, что его религиозные убеждения и убеждения этих верующих людей совпадают. Так он принимает решение присоединится к этой христианской религии. С другой стороны, имеются и другие последствия. Люди слышали в СМИ ложь, они начинают бояться, испытывать неприязнь. Это приводит к тому, что количество нападений на верующих, актов вандализма в отношении их религиозных зданий увеличивается.

Беседовал Роман Лункин






также в рубрике ] мы: