На следующей неделе Госдума рассмотрит законопроект, создающий механизм верификации решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Конституционным судом (КС) РФ. Он необходим для того, чтобы не допустить при исполнении указаний ЕСПЧ нарушения Конституции. Обращаться в КС с вопросами будет уполномоченный РФ в ЕСПЧ. Президент и правительство наделяются еще и правом просить у КС разъяснений Основного закона именно в случае его коллизий с международным правом.
Президенту и правительству такое полномочие предоставляется в эксклюзивном порядке, ни Госдума, ни Совет Федерации, ни региональные власти с запросом о пригодности для России той или иной нормы международного права в КС обращаться не смогут. Хотя в отношении всех иных толкований Конституции у них все права сохраняются. Данная поправка к закону о КС содержится в том пакете его изменений, который призван создать четкий механизм своего рода верификации постановлений ЕСПЧ, принятых для нашей страны.
Напомним, что кроме конкретных приговоров по жалобам отдельных граждан РФ и указаний о выплатах им компенсаций от государства Страсбургский суд имеет возможность выносить еще и так называемые пилотные решения. Среди них бывают и оценки тех или иных российских законов или их правоприменения. Причем российские власти в последнее время стали все чаще возмущаться тем, что для ЕСПЧ достаточно лишь своего несогласия с какой-то российской практикой – и тут же следует решение, которое и исполнить-то без нарушения нашего законодательства невозможно.
Именно поэтому летом нынешнего года КС рассматривал по этому поводу депутатский запрос, а затем вынес постановление о необходимости разработать процедуру конституционной оценки европейских директив. Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству рекомендовал нижней палате уже 1 декабря одобрить в первом чтении соответствующий законопроект. Он был внесен в ГД неделю назад от имени всех ее фракций.
Механизм выяснения применимости решений ЕСПЧ прописывается весьма простой, можно сказать, даже грубый. Например, уполномоченному РФ в ЕСПЧ, который по рангу является замминистра юстиции, дается право обращаться в КС «на основании собственного вывода» о невозможности исполнить то или иное решение ЕСПЧ прежде всего потому, что Россия не согласна с тем, как тот истолковал какую-то международную норму. Как разъяснил вчера глава комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин, «вердикт» со стороны КС о невозможности выполнения Россией постановления, вынесенного по жалобе против РФ, будет приниматься в тех случаях, когда оно не просто противоречит Конституции, но затрагивает «собственно основы конституционного строя». Он, кстати, отметил при этом, что подобная практика приоритета национального законодательства перед международным существует и в других государствах.
В том случае, если КС принимает постановление о невозможности исполнения указания ЕСПЧ, «какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в РФ не могут осуществляться (приниматься)», – гласит законопроект, который скорее всего вступит в силу еще до конца нынешнего года.